Общественно-политический журнал

 

Внеочередные выборы в Турции обернулись крайне напряженной и ожесточенной кампанией

В воскресенье в Турции прошли президентские и парламентские выборы. Внеочередные выборы были объявлены после конституционной реформы, расширившей полномочия президента.

Сразу после выборов 24 июня в Турции вступит в силу радикальная реформа государственного устройства, одобренная с перевесом всего в три процента на референдуме 16 апреля 2017 года. В результате Турецкая республика из парламентской превратится в суперпрезидентскую.

Нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган, инициатор этой реформы, небезосновательно надеется переизбраться и стать и главой исполнительной власти, и законодательной инстанцией, притом оказаться практически неподотчетным парламенту и вдобавок получить возможность оставаться у власти еще полтора десятка лет.

Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган и его главный соперник Мухаррем Индже на митингах в Стамбуле в субботу обратились к сторонникам с последними призывами о поддержке.

Объявленные Эрдоганом внеочередные выборы обернулись крайне напряженной и ожесточенной кампанией. Победитель президентских выборов получит широкие новые полномочия в соответствии с конституционной реформой, предпринятой Эрдоганом и поддержанной на референдуме в прошлом году.

Индже, представляющий левоцентристскую Республиканскую народную партию провел огромный митинг в Стамбуле, в котором, по оценкам организаторов, приняли участие 5 миллионов человек.

Соперник действующего президента придерживался темы единства и справедливости.

«Мы обещаем другое завтра», – заявил Индже под гул сторонников.

Индже провел более 100 митингов по всей стране, в том числе в районах, традиционно поддерживающих Эрдогана, которые собирали столько же участников, сколько и акции президента, если не больше.

В последний день агитационного периода Эрдоган провел серию небольших встреч с избирателями в нескольких районах Стамбула. В митингах, которые рассматриваются, как попытка президента сплотить своих избирателей, приняли участие десятки тысяч человек. В последние несколько дней обозреватели газет, поддерживающих Эрдогана, высказывали опасения по поводу того, что его сторонники могут остаться дома и не пойти на выборы.

На последних митингах Эрдоган обвинил Индже в отсутствии опыта, необходимого для выполнения обязанностей президента, отметив, что его соперник никогда не занимал министерскую или другую руководящую должность.

Президент также попытался представить ситуацию в позитивном ключе, заявив: «Если на то будет воля Всевышнего, завтра вечером мы почувствуем себя счастливыми».

Митинги Эрдогана транслировались многими СМИ в прямом эфире, в отличие от массовых акций Индже, которые освещались скудно. Большинство основных турецких СМИ находятся под прямым или косвенным контролем президента. Несмотря на строгие правовые нормы, касающиеся равного освещения кампаний всех кандидатов, СМИ практически не уделяли внимания пятерым конкурентам Эрдогана.

«Мы являемся свидетелями конкурентных выборов, но это не означает, что они являются справедливыми и свободными», – говорит Синан Ульген из стамбульской исследовательской организации EDAM.

«Учитывая, что [кандидат от прокурдской Партии демократии народов] Селахаттин Демирташ находится в тюрьме [по обвинениям в терроризме], и что СМИ, фактически, игнорируют кандидата в президенты от Хорошей партии Мерал Акшенер, политическая конкуренция далека от свободной и справедливой, но все же это конкуренция», – говорит он.

Сотни тысяч сторонников находящегося в заключении Селахаттина Демирташа провели митинг в городе Ван на преимущественно курдском юго-востоке страны. Представители Партии демократии народов обвинили полицию в нападениях на участников митингов после его окончания, в результате которых, по их словам, пострадали женщины и дети.

Тем временем, сохраняется обеспокоенность по поводу подтасовок на выборах и давления на избирателей.

Индже призвал сторонников к «36 часам мобилизации» на период голосования и подсчета голосов для обеспечения честных выборов.

Прошлогодний референдум был омрачен обвинениями в нарушениях, после того как Верховная избирательная комиссия в последний момент изменила правила и разрешила учитывать бюллетени, на которых не было необходимых печатей.

Индже пообещал, что в случае опасений по поводу воскресного голосования, он приведет в Верховную избирательную комиссию 55 тысяч юристов для обеспечения честных выборов.

В ответ на это Эрдоган в субботу назвал заявление своего соперника «признанием поражения».

«Господин Мухаррем, мы живем в правовом государстве», – сказал Эрдоган.

Рейтинг Реджепа Тайипа Эрдогана по усредненным условно правдоподобным данным опросов - колеблется вокруг 50%, поэтому оппозиция питает надежды на второй тур, который должен пройти через две недели после первого.

В случае же победы во втором туре оппозиционеры обещают отменить все конституционные нововведения и оставить Турцию парламентской республикой.

Если Индже выйдет во второй тур, его обещают поддержать все остальные кандидаты от оппозиции.

Несмотря на чрезвычайное положение, введённое после попытки путча в июле 2016 года, и репрессии против многих тысяч противников Эрдогана, оппозиция президенту и правящей Партии справедливости и развития довольно таки сильна и многочисленна, и Турция пока далека от авторитарных стран, где демократические институты сохраняются лишь в виде декорации.К тому же полномочия президента по новой редакции конституции в определенной степени все же ограничены полномочиями парламента. Будет ли парламент пользоваться этими полномочиями, зависит от того, каким по итогам выборов окажется его состав.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган получает около 55 процентов голосов после подсчета чуть более 70 процентов бюллетеней на прошедших в воскресенье президентских выборах.