Общественно-политический журнал

 

Нидская инициатива: двадцать лет спустя

Нешуточные страсти развернулись вокруг авансированной на начало октября в Каунасе международной конференции «Спустя 20 лет после Нидской инициативы(НИ)». Ее инициатором выступил Вигаудас Ушацкас, известный литовский дипломат, одно время возглавлявший МИД республики, а в 2013-2017 посол в России. Ныне он руководит Европейским институтом при Каунасском технологическом университете.

Что скрыто под термином НИ? Он отсылает нас к концу 90-х, когда у Литвы возникла непростая закавыка на пути ее евроинтеграции. И была она в лице Калининградского анклава. Как известно, непреложным условием вступления в ЕС и НАТО является отсутствие у претендента проблем с соседями. А отношения с этим западным российским регионом были тогда у Литвы далеки до безмятежных. Область стала островком экономической нестабильности, сопровождавшейся активной ее милитаризацией. Финансовое положение ее было столь тяжелым, что тогдашний губернатор объявил ЧП. На дипломатическом уровне царило напряжение, связанное с тем, что поток военных грузов и людей шел транзитом через Литву.

В этой ситуации литовское правительство в 1998 неожиданно развернуло компанию, названную позже в Брюсселе «первой инициативой Восточной Европы». Будучи и сама не в лучшей форме, Литва тогда выделила Калининграду кредит в 2 млн. литов(около 0,6 млн. евро), но, главное, обратилась с призывом к другим странам Балтии и к Еврокомиссии последовать ее примеру и посоучаствовать в оказании разносторонней гуманитарной помощи. Следующим шагом Вильнюса стал целым каскад проектов межрегионального сотрудничества (всего их было 15) в самых разных сферах – от энергетики до медицины и образования. Они были доведены до Брюсселя, и вскоре к ним подключились Дания, Швеция, Германия и Польша. Вопросы мирного развития региона стали темами круглых столов с их участием, а очарованная таким напором ЕК начала помогать и финансово. По сведениям Ушацкаса, на сегодняшний день выделено более 17 млн. евро.

Такая тактика дала свои плоды. Опросы стали показывать, что среди своих соседей калининградцы выше всех ценят литовцев. А тогдашний командующий Балтийской флотилией адмирал В. Егоров в одном из интервью в 2000-м заявил даже, что вступление Литвы в НАТО никакой угрозы России не несет. В Брюсселе стали поговаривать о превращении региона в нечто вроде Гонконга. Ну, а Литва обрела в глазах Запада репутацию страны, которая не только понимает и разделяет его ценности, но является хорошим дипломатом, способным ладить с задиристыми соседями.

Инициируя конференцию под соусом юбилея, Ушацкас мотивирует это тем, что он дает повод оценить региональную ситуацию с учетом влияния, которое оказал «крымнаш» и общее повышение градуса агрессивности России, отбросившие развитие отношений ее с ЕС на десятилетия назад.

Однако такие намерения вызвали довольно резкую реакцию неприятия со стороны некоторых видных литовских политологов. И в частности со стороны Раймундаса Лопаты, который обрушился с резкой критикой этого мероприятия и объявил ему бойкот. Упомянуть это имя стоит хотя бы потому, что Лопата был одним из главных авторов проекта НИ. И именно он тогда налаживал и поддерживал все связи с его участниками и председательствовал во время «круглых столов». Ну, а сегодня, когда открытым остается украинский вопрос и весь мир бойкотирует Россию, организовывать в Литве сборище с приглашением российских политологов он считает нонсенсом и потаканием Кремлю, легализуя диалог, которого на государственном уровне фактически не существует. По мнению Лопаты, такая конференция формирует иллюзию, будто изоляции нет, и на руку тем силам, которые уже подменяют терминологию, заменяя слова «агрессия и оккупация» на безобидное «конфликт». При этом он обвинил Ушацкаса даже в том, что подоплекой его стараний является политическая корысть – стремление его как претендента на президентское кресло подмять под себя у конкурентов на выборах 2019-го прорусски настроенных избирателей.

Оскорбленный такими обвинениями Ушацкас разразился большим текстом, в котором напомнил, как, будучи послом в Москве, принципиально боролся, защищая Украину. Вместе с тем, при нынешних обстоятельствах актуальность калининградской темы не только не исчезла, но и усилилась. Взять хотя бы то самое региональное сотрудничество, которое Брюсселем финансируется до сих пор. На что должны направляться эти средства сейчас? С другой стороны, Путин не вечен, и следует думать, как станут выстраиваться отношения после него. Вместе с тем организаторы конференции намерены обсудить и весь комплекс актуалий, порожденный 2014-м годом. И прежде всего круг вопросом, связанный с помощью Украине и усилением евроатлантического сотрудничества в связи возросшей российской угрозой.

Впрочем, вряд ли увещевания оппонентов остановят этот проект. Механизм подготовки конференции уже запущен, приглашения разосланы и список участников уже в основном составлен. В нем немало солидных имен: есть бывшие главы МИД, послы и т.п. В числе подтвердивших о своем участии фигурирует и упомянутый адмирал Егоров. Конференция намечена на 4-5 октября этого года.

Владимир Скрипов