Общественно-политический журнал

 

Вступила в действие порция новых санкций США в отношении России, на подходе следующая

Санкции в отношении РФ из-за отравления бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери вступают в силу. В понедельник, 27 августа, штрафные меры за применение химического оружия опубликованы в Федеральном реестре - официальном журнале правительства США. С этого момента они считаются действующими.

"Правительство Российской Федерации использовало химическое оружие в нарушение международного права" и "против собственных граждан", указывается в заявлении, размещенном еще 24 августа на сайте Федерального реестра.

Вашингтон пришел к решению отказать РФ в любой поддержке по закону об иностранной помощи 1961 года, за исключением срочной гуманитарной помощи, продуктов питания и других сельскохозяйственных товаров и продуктов. Кроме того, будет прекращена продажа России предметов военного снаряжения в соответствии с законом о контроле над экспортом оружия и оказание оборонных услуг. Российским компаниям не будут выдаваться лицензии на поставки в РФ американского оружия.

Москве перекроют доступ к товарам и технологиям американского происхождения, особо важным с точки зрения национальной безопасности, указывается далее в заявлении. Так, вступает в силу запрет на экспорт в РФ электронных устройств двойного назначения и их компонентов, включая те, что используются в авиационной отрасли. До сих пор вопрос о поставках таких приборов решался точечно - в каждом конкретном случае. Новые штрафные меры могут в будущем предотвратить экспорт в Россию американских товаров на сотни миллионов долларов.

России также будет отказано в предоставлении кредитов правительства США, кредитных гарантий и иной финансовой поддержке со стороны любого государственного учреждения США. 

8 августа Госдепартамент уведомил Конгресс США о намерении ввести штрафные меры в отношении России в соответствии с требованиями CBW Act. 21 августа Министерство финансов США опубликовало публичный доклад из 17 страниц, посвященных различным санкционным программам, которые имеют отношение к России, взаимодействию США с иностранными партнерами и деятельности американской финансовой разведки. У отчета также есть засекреченное приложение.

24 августа в Федеральном реестре была размещена информация о новых санкциях против РФ. "Срок уведомления, предписанный Законом о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его применения (CBW Act)" от 1991 года "истек 22 августа", указали DW в Госдепартаменте США.

Кто пострадает?

Санкции рассчитаны минимум на год с возможностью дальнейшей их пролонгации. Причем, речь идет о первом пакете мер, предусматривающих прекращение внешней помощи России. Исключением станет экстренная гуманитарная помощи. Санкции также предполагают прекращение продажи оружия и любых товаров оборонного назначения и оборонных услуг, отказ от финансовой помощи, выдачи России любых кредитов и кредитных гарантий.

При этом с учетом интересов национальной безопасности Вашингтон не станет ограничивать сотрудничество с Москвой в космической сфере.

Однако в России больше опасаются второго, уже анонсированного, пакета санкций, который будет введен, если Москва в течение ближайших трех месяцев не предоставит гарантии неприменения химического и биологического оружия. В нем, в частности, предусматривается запрет полетов в США компании «Аэрофлот», а также сокращение до минимума торговли и дипломатического представительства. Кроме того, второй пакет санкций может затронуть инвестиции в российский госдолг.

В Москве новые санкции объявили незаконными, а формулировку их введения назвали «категорически неприемлемой». МИД РФ пообещал, что Россия подготовит «адекватный» ответ.

Ранее глава российского правительства Дмитрий Медведев заявлял, что дальнейшее усиление санкций против России можно будет расценить как объявление экономической войны.

Политик, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков заметил, что санкции по своей совокупности усилят и без того имеющиеся негативные тенденции в российской экономике, ослабят рубль и негативно скажутся на благосостоянии населения. По его мнению, заложниками политики Кремля становятся обычные граждане, и избежать этого практически невозможно.

«Эффективность санкций не подлежит сомнению, - добавил он. - Они бьют по российской экономике, серьезно ослабляют режим Путина, поскольку он всегда базировался на сверхдоходах от продажи нефти, за счет чего иногда народу подбрасывали подачки, чтобы он не особенно роптал. Понимаю неизбежность введенных мер, но радоваться им не могу».

Геннадий Гудков призвал власти США начать расследования относительно принадлежащих российской политической верхушке капиталов криминального происхождения: «Причем, я имею ввиду даже не бизнес-элиту, а именно госчиновников, занимающих высокие должности. В стране развелось много миллионеров и миллиардеров, которые к бизнесу не имеют никакого отношения. Взять того же Володина (спикера Госдумы). Хотелось бы спросить его и ему подобных: откуда, каким способом они получили огромные деньги, почему их не задекларировали? Тут только копнуть…»

В свою очередь, старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков подчеркнул, что те санкции, которые уже введены, означают фактическую невозможность для крупных российских госкомпаний и госбанков финансировать свою деятельность за счет кредитов. В то же время, на его взгляд, еще больше неприятностей Москве может сулить законопроект, внесенный в августе группой сенаторов США.

«Правда, пока тут больше вопросов, чем ответов, - продолжил он. – Например, неясно, будут ли запрещены операции с российским суверенным долгом? А это крайне актуально, потому что, только по официальным данным, Россия как государство планирует привлечь почти два триллиона рублей заимствований. Сейчас у нас порядка 30 процентов заимствований на рынке облигаций федерального займа осуществляются иностранными резидентами».

Чего ждать дальше?

По мнению экономистов, пока эти санкции не представляют угрозы для российской экономики. Но министерство промышленности и торговли России готово уже принять ответные меры.

Санкции вводятся в два этапа в рамках закона о контроле над химическим и биологическим оружием от 1991 года. Этот пакет санкций посольство России в Вашингтоне уже назвала "драконовскими".

Экономисты говорят о том, что рынки перед введением санкций вели себя не очень стабильно. Согласно докладу банка Nordea, рубль из-за введения санкций находился в последние несколько дней под давлением.

На первом этапе США вводят санкции, которые уже частично повторяют предыдущие. Например, вводится запрет на поставки товаров и услуг для оборонного сектора, а также технологий и товаров, которые могут быть использованы для производства химического оружия.

Документ предполагает запрет на экспорт товаров военной отрасли. В этом списке 21 группа товаров, среди которых оружие, военная радиоэлектроника, реактивные двигатели, беспилотные аппараты.

Документ допускает, что в некоторых случаях власти могут разрешить экспорт отдельных товаров. Например, для нужд "дочек" американских компаний в России, а также для некоторых секторов, например, гражданской авиации и космической отрасли.

Также в рамках санкций США запрещается оказывать России финансовую помощь.

В Росбанке ранее назвали санкции, которые могут быть введены на этом этапе, техническими.

Этот пакет не несет существенных угроз для экономики и рынков, пишут экономисты "Уралсиба". В банке отдельно выделяют возможный запрет на экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения, то есть используемых для оборонных и гражданских нужд.

Из США в России различных электроприборов и оборудования в 2017 году было введено на 752 млн долларов. Еще на 3,6 млрд было ввезено в Россию товаров и услуг по секретному коду, то есть товаров и услуг, которые могут быть использованы для оборонных нужд.

Власти США могут через три месяца ввести против России более жесткие санкции. В "Уралсибе" прогнозируют, что эти санкции "жестко ограничат экспорт из США в Россию и российский импорт в США".

На втором этапе санкции могут быть введены в случае, если Россия не предоставит гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие. Еще одним условием является согласие на допуск международных наблюдателей на заводы. Если этого не произойдет, то США в конце ноября могут ввести следующие санкции:

  • Запрет для американских банков на предоставление кредитов правительству России, если это не кредиты на покупку продуктов питания или сельскохозяйственной продукции
  • Практически полный запрет на взаимную торговлю. Исключение составляет экспорт из США товаров сельскохозяйственного сектора
  • Ограничение или заморозка дипломатических отношений между США и правительством России
  • Запрет на авиаперелеты компаниям, которые контролируются правительством страны. Под эту норму попадает "Аэрофлот". Власти США уже заявили, что не будут вводить прямых санкций против компании.

За первые шесть месяцев этого года взаимный торговый оборот между Россией и США составил 11,8 млрд долларов, а в 2017 году - составил 23 млрд долларов. Россия поставляет в США в основном нефть и нефтепродукты. Самая крупная статья поставок США в Россию - товары и услуги по секретному коду.

У президента США при этом на втором этапе будет возможность смягчить или даже еще на три месяца отсрочить введение санкций.

Замглавы МИДа Сергей Рябков уже заявил, что выдвигаемые США условия в рамках санкционного пакета по "делу Скрипалей" заведомо невыполнимы.

"Американская администрация анонсировала в связи с якобы причастностью России к "делу Скрипалей" двухступенчатые санкции, и в ноябре возможны серьезные ограничения на торговлю, если мы не выполним ряд условий... Эти условия заведомо и преднамеренно сформулированы так, чтобы их нельзя было выполнить. И все это прекрасно понимают - и авторы, и исполнители. Цель - показать, что США не терпят в мире никакого внешнеполитического действия, которое бы не вписывалось в их представления о том, что правильно и что неправильно", - сказал он в интервью журналу "Международная жизнь".

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров уже рассказал, как власти России планируют ответить на санкции со стороны США.

Он заявил, что компоненты для электроники могут импортироваться в России не из США, а из Азии. По его словам, эти рынки открыты для России.

При этом, по его словам, на поставки высокотехнологичной электроники для оборонного и космического сектора и так действовали жесткие ограничения, а современную технику в Россию не поставляли.

Их разработкой, по словам министра, занимаются российские оборонно-промышленные предприятия. Кроме того, министр обещал поддержать предприятия, попавшие под санкции США.

Позже Мантуров в эфире телеканала "Россия-24" заявил, что российские военно-промышленные компании могли бы избежать ограничений, связанных с санкциями, если бы для расчетов со своими иностранным клиентами использовали бы национальные валюты. По словам Мантурова, в основном из-за новых санкций возникают риски, именно связанные с поставкой товаров на рынке в третьих странах.

Помимо "драконовских санкций" в США обсуждаются еще "санкции из ада". Это законопроект, который был внесен в Конгресс США группой сенаторов.

Этот законопроект предлагает более жесткий набор мер: запрет на операции и заморозку активов в США семи российских банковских структур, включая Сбербанк и ВТБ, запрет на операции с российским госдолгом и прочее.

Главный экономист "Локоинвест" Кирилл Тремасов в своем блоге в Telegram написал, что принятие этого законопроекта может стать критичным для рынков.

Во вторник в Сенате США проходили слушания по поводу действующих против России санкций и возможности принятия будущих санкций. По мнению Тремасова, эти слушания повысили вероятность того, что законопроект будет принят.

В Nordea также отметили, что американские сенаторы выразили широкую поддержку увеличению санкционного давления на Россию. По прогнозу банка, вероятность ужесточения санкций в ближайшие месяцы будет давить на рубль.

При этом во вторник лидер большинства в Сенате США Митч Макконнелл, представляющий Республиканскую партию, заявил, что по этому законопроекту вряд ли будут голосовать в ближайшее время. Он допустил, что законопроект будет рассмотрен уже после выборов в Конгресс, которые пройдут 6 ноября.