Общественно-политический журнал

 

К предстоящему сегодня телеспектаклю - в Кремле больше не смотрят ни на разумность аргументов, ни на их достоверность

Российское государственное телевидение в четверг покажет интервью с двумя россиянами, чьи имена совпадают с именами двух мужчин, которых британские власти подозревают в покушении на убийство в Солсбери.

Об этом сообщило информагентство «РИА Новости» со ссылкой на главного редактора телеканала.

На прошлой неделе британские прокуроры выявили двух россиян, которые, по их словам, действовали под именами Александр Петров и Руслан Боширов.

Прокуроры считают, что именно они попытались убить Сергея Скрипаля и Юлию Скрипаль с помощью боевого нервно-паралитического вещества в Англии.

Главный редактор финансируемого государством телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила в социальных сетях, что она встретилась и взяла интервью у двух мужчин с фамилиями Петров и Боширов.

Симоньян рассказала, что россияне, «подозреваемые» Лондоном в отравлении Скрипаля и его дочери в Солсбери, в ходе интервью ответили на все вопросы, которые касаются дела об отравлении в Солсбери.

Она также добавила, что Петров и Боширов рассказали ей о том, чем занимаются в гражданской жизни и как зарабатывают на жизнь.

“Я их не искала. Точнее, наша редакция искала их так же, как все остальные профессиональные редакции: по соцсетям, источникам и пр. Даже нашли парочку, да не тех. В итоге, настоящие (насколько это можно проверить) Петров и Боширов позвонили мне сами. На мобильный”, - написала Симоньян.

Симоньян отметила, что Петров и Боширов сами позвонили ей. «Мой мобильный реально знают все, даже курьеры, которые развозят цветы на 8-е марта», — объяснила она в Telegram. Также она добавила, что они отказались давать интервью другому каналу, поскольку доверяют только RT.

6 сентября Петров заявил RT: «К истории со Скрипалем не имею никакого отношения. Это полное совпадение: мне не то что в Лондон, я даже до Алтая не могу доехать». Также Петров сказал, что работает начальником участка в томском филиале НПО «Микроген» — научно-производственном объединении «Вирион». Там же работает и тезка Александра Петрова, говорилось в комментарии к интервью, которое анонсировал канал «Россия 24».

Лондон назвал подозреваемых неделю назад - с тех пор в РФ утверждали, что их имена Москве "ни о чем не говорят". И вот теперь Кремль перестал отрицать их существование, но почему властям потребовалось столько времени?

Британский эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти ответил так: "Подозреваю, что они просто обдумывали возможные варианты". В Кремле искали, чем можно было бы ответить на те претензии, которые прозвучали, сказала глава аналитической компании "R.Politik. Reality of Russian Politics" Татьяна Становая: "Надо было занять какую-то позицию".

Галеотти предположил, что прошедшее время в Москве использовали для поиска доказательств того, что речь идет об "обычных россиянах". Виктория Скрипаль, которая регулярно комментирует в российских СМИ дело об отравлении ее родственников Сергея и Юлии, именно так и отозвалась о Боширове и Петрове, заявив, что знает их как "простых людей".

По мнению экспертов, особых вариантов у Кремля, кроме как признать существование россиян, регулярно выезжавших в Европу по действующим российским паспортам, не оставалось. "На самом деле, а какая альтернатива? Очень сложно в современном мире кого-то спрятать. Поэтому даже если обсуждались какие-то альтернативные варианты, от них скорее всего отказались в силу того, что если их невозможно реализовать в желаемом виде, то это будет еще большим ударом по России", - говорит Становая. "Очевидно, что первый российский инстинкт, как всегда, - все отрицать. Но я думаю, что они (Москва. - Ред.) пришли к выводу, что этот вариант не продержится", - согласен Галеотти.

Теперь, когда существование подозреваемых и их российское гражданство признают власти в России, Становая ожидает появление новой версии событий, включая их поездку в Великобританию. "В любом случае, Кремль будет поддерживать этих людей и доказывать, что они не причастны к тому, что произошло", - заключила политолог.

Татьяна Становая видит в этом сходство с тем, какую линию поведения выбрал Кремль в деле об отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году. "Схожего много. В обоих случаях Россия отвергала причастность, но всегда как бы подмигивала, - говорит Марк Галеотти. - В определенном смысле они хотят, чтобы люди думали, что за этим стоит Москва. Это им очень полезно для запугивания людей и даже целых стран".

Но есть и отличия, говорят эксперты. "Принципиальное отличие заключается в том, что в Кремле рассчитывали по-тихому все замять с Литвиненко в диалоге с Лондоном. Тогда отношения, конечно, были не самыми теплыми, уже были серьезные проблемы… но было ощущение, что "как-нибудь договоримся", - заметила Татьяна Становая.

Еще одним отличием стал отказ Москвы от работы по неформальным каналам, говорит российский политолог: "Сейчас я не вижу этого вообще, нет никаких надежд на то, что с Лондоном можно о чем-либо разговаривать. В Кремле скорее исходят из тактики "нападение - лучшая защита". По ее словам, в Кремле больше не смотрят ни на разумность аргументов, ни на их достоверность - самое главное, выдвинуть объяснение, которое было бы альтернативным тому, что говорит Лондон, и которое вызывало бы сомнение в том, что сообщают следователи в Великобритании.

Британский профессор видит отличия не столько в тактике Кремля по выходу из кризиса в отношениях, вызванных убийствами, а тем, что внешние условия за 12 лет стали другими. "Что действительно изменилось: мир изменился. Когда отравили Литвиненко, Великобритания пыталась взять достаточно жесткий курс, но, если быть откровенным, никто из союзников не был готов ее поддержать. Было много риторических заявлений, но никаких действий". А вот после нападения на Скрипалей по призыву Лондона возникла международная кампания по высылке российских дипломатов. "Не то чтобы я ожидаю повторения волны высылок. Но это означает, что сегодня Великобритания в более сильной позиции, чем раньше, а для России это означает, что мало кто готов верить ее заявлениям просто так", - говорит Галеотти.

У развития дела Скрипалей есть и еще один аспект. Не исключено, что нежелание брать ответственность за операцию по уничтожению бывшего российского военного разведчика вызвало конфликт в российских спецслужбах, говорит Татьяна Становая.

"Есть информация, которая гуляет в кулуарах, что в СВР (Служба внешней разведки. - Ред.) пытаются всячески снять с себя ответственность за дело Скрипалей и якобы недовольны тем, что делают люди в Главном управлении в Генштабе. Я бы не исключала, что это правда", - говорит политолог. В этом контексте, по ее мнению, возможно, следует рассматривать недавнее появление разоблачительного материала о покупке видов на жительства в Венгрии "полными тезками близких родственников" главы СВР Сергея Нарышкина, как написала соавтор расследования "Новая газета".

Становая говорит, что в органах власти России нет консенсуса по многим ключевым вопросам, "в которых подозревают Россию": "Это касается не только отравления (Скрипалей. - Ред.), но и кибератак; того, как ведется информационная кампания, например, та политика, которую проводили Russia Today и Sputnik во Франции, - она вызывала очень серьезные споры. Не все среди (российских. - Ред.) дипломатов поддерживали такую линию. Спорные вещи всегда ставят проблему ответственности. А там, где появляется проблема ответственности, начинается выяснение отношений".

UPD:

Пришлось посмотреть, из любопытства, анонсированное Путиным видеоинтервью Симонян. Удивляет примитивность постановки. "Простые русские мужики", как они говорят, посещают Швейцарию и не помнят сколько раз! Да у них в памяти это должно "отлиться в граните"! "Простые русские мужики", которые даже не допускают у себя в багаже возможности наличия женских духов, едут на три дня, в довольно дорогую поездку, чтобы "полюбоваться английской готикой", посмотреть на шпиль и часы! Этакие эстеты!

"Простые русские мужики", за полчаса беседы, ни на миллиметр не отошли от утвержденного сценария, повторяя, как попугаи, одно и то же, лишь меняя местами слова.

Не соответствует их внешность и фотографиям. На британских фото Боширов выглядит более крупным и более физически крепким, чем Петров. В студии же с Симонян мы увидели соотношение наоборот. Нет сходства и их лиц с британскими фотографиями. Отсюда вывод - Кремлем представлены вовсе не те люди, которых зафиксировали видеокамеры в Британии.

Пожалуй, наверное, самый грубый промах, который допустили в Кремле, это то, что представленные персонажи поспешили себя "идентифицировать", то есть, подтвердили, что на британских фото действительно они. Теперь у Кремля не будет возможности сманеврировать, заявляя, что произошла ошибка и это другие люди.

Тот, кто будет смотреть эту постановку, заметит и множество других нестыковок, но самое главное это то, что после просмотра остается удивлением и вопрос - "что это было".

Очень скоро СМИ разберут по косточкам эту дешевую пьеску и камня на камне не оставят.

Удивительно - на что рассчитывал Путин, подписываясь на роль продюсера в этом колхозном цирке?