Общественно-политический журнал

 

Какая связь между Трампом и российским Альфа-банком?

В последнем номере еженедельника New Yorker опубликована статья-расследование Декстера Филкинса "Существовала ли связь между российским банком и президентской кампанией Трампа?".

Тема не новая. Она в свое время детально обсуждалась в специализированной прессе, но ввиду большого количества технических подробностей внимания широкой публики не привлекла. Декстер Филкинс еще раз прошел по следу, встретился с действующими лицами и добавил немаловажный контекст, но исчерпывающего ответа на вопрос, содержащийся в заголовке, так и не получил.

Фабула истории такова. В июне 2016 года, после того как неизвестные хакеры взломали сервер Национального комитета Демократической партии, эксперты по сетевой безопасности предположили, что следующим объектом взломщиков будет Республиканская партия, и стали приглядывать за ее интернет-ресурсами. Вскоре обнаружилось странное взаимодействие между сервером, установленным в нью-йоркской башне "Трамп" на Пятой авеню, где располагался избирательный штаб кандидата Трампа, и двумя серверами в московском офисе Альфа-Банка.

В печать эти сведения попали с большим опозданием. В частности, главного редактора New York Times ФБР попросило придержать статью, чтобы не мешать расследованию. В итоге газета сообщила о подозрительном траффике только 31 октября, урезав статью до одного куцего абзаца, в котором говорилось, что, по мнению ФБР, общение серверов может иметь и "безобидное объяснение".

В тот же день издание Slate опубликовало подробный текст, автор которого утверждал, что соединения были отнюдь не случайными. Еще одно исследование вышло 1 ноября на сайте Intercept. Оно было ответом на публикацию Slate и оспаривало его выводы.

По версии Slate, поначалу специалисты приняли настойчивые запросы из Москвы на соединение с сервером Трампа за попытки внедрить вредоносный код. Однако в ходе внимательного наблюдения обнаружилось, что серверы ведут себя необычно. Сервер Trump Organization, предназначенный для массовой маркетинговой рассылки, никакой рассылкой не занимался. Сервер Альфа-Банка посылал запросы не регулярно, как делал бы бот, а спорадически. Весь исключительно слабый для серверов такой мощности траффик проходил в рабочее время, нью-йоркское или московское. Соединения, конечно, могли быть и случайными – мало ли спама мы получаем по почте. Но для случайности контакт был слишком постоянным. Более того: сервер Трампа был сконфигурирован таким образом, чтобы принимать запросы только от определенных, очень немногочисленных IP-адресов. Когда пинг-запрос посылали эксперты, они в ответ получали сообщение об ошибке. Иными словами, серверы Trump Organization и Альфа-Банка установили закрытый канал связи.

"Вполне очевидно, – цитирует Slate одного из авторитетнейших специалистов, профессора Индианского университета Джин Кемп, – что сервер не был открыт для почтовых сообщений. Эти организации контактировали друг с другом таким образом, чтобы заблокировать других пользователей".

Значительно меньший по объему траффик наблюдался между серверами Трампа и мичиганской некоммерческой организацией Spectrum Health, тоже имевшей доступ к этому закрытому каналу. Сфера ее деятельности (здравоохранение) никак не связана с отельным или строительным бизнесом, которыми занимается Trump Organization, зато жена председателя совета ее директоров Бетси Де Вос стала в администрации Трампа министром образования, а ее младший брат, основатель частной военной компании Blackwater Эрик Принс, незадолго до инаугурации Трампа, 11 января 2017 года, встречался на Сейшелах с Кириллом Дмитриевым, гендиректором Фонда прямых инвестиций, чья жена Наталья Попова – однокурсница и близкая подруга дочери Владимира Путина Екатерины Тихоновой. Предметом встречи была якобы организация неофициального закрытого канала связи между Белым домом и Кремлем. Сам Принс говорит, что встреча была случайной и ничего не значащей.

График активности канала наложили на календарь президентской кампании. Стало видно, что активность эта началась сразу после того, как Дональд Трамп в ходе праймериз обеспечил себе партийную номинацию, и резко возрастала в значимые моменты – например, в период, когда перед национальным съездом республиканцев редактировалась предвыборная платформа Трампа (в итоге из нее исчезло обещание поставить Украине оборонительное летальное оружие). Самый бурный всплеск произошел в августе, в промежутке между съездами и теледебатами. В этот момент рейтинг кандидатов сравнялся, и Трампу требовался резкий рывок.

Когда корреспондент New York Times Эрик Лихтблау работал над своей статьей, он обратился за комментарием к Альфа-Банку. Спустя считаные дни доменное имя, зарегистрированное для сервера Trump Organization, перестало функционировать. Компания зарегистрировала другое имя. И первый же запрос на соединение пришел от Альфа-Банка. Легендарный Пол Викси, основатель и глава Internet Software Consortium, поддерживающего инфраструктуру интернета, объяснил автору статьи в Slate Франклину Фоэру, что случайно найти переименованный сервер во Всемирной паутине невозможно: "Чтобы узнать новое имя, нужно воспользоваться какими-то внешними средствами связи: СМС, телефоном".

Intercept отнесся к теории Slate с изрядной долей скепсиса. Запрос на соединение, пишут авторы статьи в этом издании (их четверо), это еще не соединение. Можно долго и упорно дозваниваться до абонента, но ни разу не дозвониться. Пол Викси в разговоре с авторами признал, что выводы, к которым пришел он и его коллеги, недоказуемы: "Это идеальная ситуация "он сказал – она сказала". Ни у кого из нас нет прямых доказательств".

После этих публикаций владельцы серверов выступили с опровержениями. Пресс-секретарь кандидата Трампа Хоуп Хикс заявила следующее: "Прежде всего, это не секретный сервер. Почтовый сервер, предназначенный для маркетинговых целей и управлявшийся третьей стороной, не использовался с 2010 года. Нынешний траффик с IP-адреса Альфа-Банка – обычный траффик DNS-сервера, не почтовый траффик. Trump Organization не посылает и не получает никаких сообщений через этот почтовый сервер. Trump Organization не поддерживает контакты и не вступала ни в какие отношения с этой или какой-либо другой российской организацией".

Аналогичное заявление сделала пресс-служба Альфа-Банка.

Однако на этом сюжет не закончился. В марте 2017 года телекомпания CNN сообщила, что ФБР продолжает расследование подозрительных коммуникаций. В том же месяце Джин Кемп, разместившая на своем персональном сайте технические данные траффика, получила письмо от адвокатской фирмы, представляющей интересы Альфа-Банка. Адвокаты пишут, что банк изучает имеющиеся законные возможности по защите своей репутации, а она, Джин Кемп, своей деятельностью способствует "незаконному расследованию".

Альфа-Банк опубликовал также сообщение для прессы, которое гласит, что банк стал жертвой провокации: "В течение последних нескольких недель были совершены три новые попытки кибератак возрастающей интенсивности на его DNS-сервер (сервер доменных имен). В процессе этих атак неустановленные лица подавали многочисленные DNS-запросы на сервер компании Trump Organization, пользуясь в основном услугами серверных провайдеров США. Запросы DNS выглядели так, как будто они исходят от Альфа-Банка. В результате DNS-ответы от сервера Трампа ошибочно возвращались в Альфа-Банк и вызывали срабатывание автоматизированной системы безопасности Альфа-Банка 18 февраля, а также повторно 11 и 13 марта... Альфа-Банк полагает, что эти злонамеренные атаки призваны создать ложное впечатление, что Альфа-Банк тайно поддерживает взаимоотношения с компанией Trump Organization. На самом деле таких взаимоотношений не существует и никогда не существовало".

В ноябре 2017-го появилась информация о том, что ФБР получило судебный ордер на обследование сервера Трампа. Об этом сообщил ныне не существующий новостной сайт Heat Street.

Спустя два месяца BBC рассказала о том, что ордер был получен после того, как тогдашнему директору ЦРУ Джону Бреннану передали запись разговора, в котором идет речь о спонсировании кампании Трампа деньгами Кремля. Запись будто бы была предоставлена разведкой одного из балтийских государств.

Название "Альфа-Банк" хорошо знакомо специальному прокурору Роберту Мюллеру, который расследует предполагаемое вмешательство России в президентские выборы в США. В апреле этого года отправился за решетку за дачу ложных показаний (правда, всего на 30 дней) юрист из Нидерландов Алекс Ван Дер Зуаан. Это зять олигарха Германа Хана, который входит в руководство консорциума "Альфа Групп".

Ван Дер Зуаан работал в нью-йоркской юридической фирме Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, которой лоббист и консультант Виктора Януковича Пол Манафорт в 2012 году устроил контракт с правительством Украины. В задачу фирмы входила независимая экспертиза "газового дела" Юлии Тимошенко. Юристы фирмы отметили, что процедура суда не в полной мере отвечала стандартам правосудия, принятым в демократических странах. Тем не менее на основании представленных суду материалов Skadden пришла к заключению, что вина Тимошенко вполне доказана, а в ее уголовном преследовании не имеется никаких признаков политических мотивов.

Этот вывод в сентябре 2012 года стал международной сенсацией и победой Манафорта. В качестве ответной услуги фирма взяла на работу в качестве младшего партнера дочь Манафорта. Госдепартамент в лице Виктории Нуланд охарактеризовал отчет как неполный и неточный. "Разумеется, юристы Skadden не нашли политических мотивов, – заявила Нуланд, – потому что не искали их". Бывший посол США в Киеве Джон Хербст высказался еще резче. Он назвал отчет "отвратительной работой", за которую фирме "должно быть стыдно".

Имя Германа Хана упоминается в досье Кристофера Стила, которое Трамп и его соратники считают "грязной фальшивкой". Об "Альфе" в досье, в частности, сказано, что ее руководители дают президенту Путину неформальные советы по внешней политике, особенно по США, поскольку Путин не доверяет в этом отношении собственным чиновникам. "Альфа", кроме того, будто бы обладает компроматом на Путина – сведения касаются его "коррумпированной предпринимательской деятельности начиная с 1990-х годов".

Владельцы "Альфы", включая Германа Хана, вчинили изданию BuzzFeed, опубликовавшему досье Стила, иск за клевету.

Остается дополнить рассказ сведениями, ускользнувшими от внимания американских журналистов. Из сообщений о судебном ордере следует, что ФБР изучает траффик не только между почтовым сервером Трампа и Альфа-банком, но и калифорнийским Silicon Valley Bank. Этот банк имеет прямое отношение к России. У него есть соглашение со Сбербанком РФ о венчурном финансировании. Они проводят совместные мероприятия. Один из управляющих директоров SVB – выпускница Московской финансовой академии Вера Шокина, организатор встречи Дмитрия Медведева, в то время президента России, с русскими программистами во время его визита в Кремниевую долину в июне 2010 года. Но что общего у этого заведения со штабом Трампа?

Владимир Абаринов

Комментарии

Милена (не проверено) on 13 октября, 2018 - 12:25

С самого начала президентской гонки странная любовь Трампа к путену была так неуместна , при этом очевидна, что любой здравомыслящий человек не мог себе не задать вопрос "Кормпромат или деньги?" Где ж причины? Мало того, что сам  Дон так неуместно тает перед вовочкой, но и вся его семья имеет какие то инитерсы в Расеюшке. Сын и зять имеют бизнес с россиянами. дочка зачем то проводит отпуск с тайнойй пасссией ВВХ. http://www.forumdaily.com/ivan...

 Постоянные попытки при гласить Рф в G 20 и большую семерку, просто стратсное желание рыжего встретиться с путеным наедине и приглашение в Вашингтон вызывает и отвращение и тревогу.

адеюсь, в американской верхушке и спецсужбах все таки больше людей, которые стоят за закон и демократию. И даже, если Тамп не получит импичмент, следствие  по его связям продолжится !