Общественно-политический журнал

 

Заявление Форума свободной России: «Доверять представителю России руководство Интерполом, категорически нельзя»

21 ноября состоятся выборы нового Президента Интерпола. Главным претендентом на этот пост является представитель Российской Федерации, генерал-майор российской милиции (полиции?) Александр Прокопчук.

Постоянный комитет Форума свободной России выражает свой категорический протест против избрания данной кандидатуры на пост главы Интерпола. Мы убеждены в том, что такую влиятельную организацию, как Интерпол, не может возглавлять представитель страны, попирающей права и свободы собственных граждан, нарушающей свои международные обязательства, аннексирующей территории других государств и участвующей в нескольких агрессивных войнах.

Нам известно, что Россия и раньше использовала Интерпол в качестве инструмента борьбы с политическими оппонентами правящего режима, оказавшимися в вынужденной эмиграции. Противники путинского режима, проживающие за пределами России, уже не раз попадали под действие таких механизмов Интерпола как Red Notice и diffusions, в результате чего они задерживались и проходили через длительные процедуры разбирательств, прежде чем им удалось убедить Интерпол в политическом характере преследования. Вот только некоторые из них:  члены Постоянного комитета Форума свободной России Леонид Невзлин и Илья Пономарев, основатель и генеральный директор инвестиционного фонда «Hermitage Capital Management» Уильям Браудер, сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Никита Кулаченков, антифашист Петр Силаев, активист арт-группы «Война» Олег Воротников, журналист и активист из Ижевска Андрей Некрасов, ульяновский блогер Сергей Крюков, бывший глава Тутаевского муниципального района Ярославской области Ян Андреев. Это список может быть продолжен.

Избрание на руководящий пост Интерпола официального представителя Российской Федерации усилит негативные тенденции в работе международной полиции. Оказавшись в руках работника российской полиции, Интерпол может стать мощный орудием борьбы с представителями российской оппозиции за рубежом и с другими противниками путинского режима, находящимися за пределами России.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что Интерпол может быть использован против граждан других государств, оказавшихся на территориях, аннексированных Российской Федерацией. Так, например, жертвами международного преследования могут стать проукраинские активисты, проживавшие или живущие сейчас на территории аннексированного Крыма, и подвергшиеся незаконному преследованию оккупационными властями. Будет ли Интерпол осуществлять розыск этих лиц по запросам из России!? Очевидно, что будет, если главой Интерпола станет российский чиновник.

Вызывает вопросы и сама кандидатура на пост главы Интерпола. Александр Прокопчук является генерал-майором российской полиции, организации, известной своей коррумпированностью и участием в преследованиях представителей российской оппозиции. Сам Прокопчук напрямую подчиняется президенту Путину и, безусловно, является послушным орудием в его руках. Кроме того, в течение последних нескольких лет Прокопчук возглавлял российское национальное бюро Интерпола. Именно в период его деятельности на этом посту участились случаи неправового использования механизмов Интерпола для борьбы с противниками путинского режима за пределами России. Очевидно, что став главой Интерпола этот российский чиновник только усилит преследования оппонентов российской власти.

Российская Федерация не является демократическим, правовым государством. Внутри России сформирован диктаторский режим, преследующий своих оппонентов как внутри страны, так и за ее пределами. Политические репрессии, убийства политических оппонентов, использование химического оружия на территории других государств, вмешательство во внутриполитические процессы в странах Запада и другие гибридные операции — вот только некоторые из методов, используемых путинским режимом против своих врагов. Доверять представителю этого режима такую важную функцию, как руководство международной полицией, категорически нельзя.

Постоянный комитет Форума свободной России призывает членов Генеральной Ассамблеи Интерпола отказаться от поддержки представителя России на пост главы Интерпола.

Выборы президента Интерпола состоятся в среду, 21 ноября, в Дубае, где пройдет генеральная ассамблея организации, на которой будут присутствовать делегаты от всех 192 стран-членов.

Второй подтвержденный кандидат на пост президента Интерпола - это Ким Чен Ян из Южной Кореи, который ранее занимал пост старшего вице-президента и сейчас исполняет обязанности главы организации.

Не называя конкретных источников, Times указывает, что избрание Прокопчука, по мнению официального Лондона, практически неизбежно.

"По словам сотрудника Уайтхолла, британские власти сочли, что Прокопчук выиграет и что нет никакого смысла в том, чтобы пытаться его остановить. О том, что Прокопчук является однозначным фаворитом, сообщил и источник, близкий к Интерполу", - пишет газета.

На самом деле, президент Интерпола в значительной степени символическая должность. По уставу Интерпола, он должен:

  • председательствовать и руководить прениями на сессиях генассамбели и ее исполкома
  • контролировать соответствие деятельности Интерпола решениям генассамблеи и исполкома
  • по возможности поддерживать постоянную непосредственную связь с генсеком организации

Оперативное руководство Интерполом и координацию между странами-членами осуществляет другой орган - генеральный секретариат. Им с 2014 года руководит представитель Германии Юрген Шток.

У Интерпола нет своих полицейских сил, по сути это бюро сбора и рассылки информации. Основную работу делает генеральный секретариат в Лионе.

Что же изменится, если россиянина выберут президентом организации?

Формально - ничего, Интерпол продолжит действовать по своим правилам. Однако повышение авторитета России в организации может затянуть процесс исключения россиян из базы Интерпола.

На практике, чем более высокие позиции занимают представители той или иной страны, тем более внимательное отношение идет к запросам этой страны, это влияет на процесс принятия решений.