Вы здесь
В поиске «истинно элементарных» частиц
Европейской организации по ядерным исследованиям (более известной как ЦЕРН) не хватает мощности Большого адронного коллайдера (БАК). Ученые хотят новый - в четыре раза больше.
Организация обнародовала свои планы по строительству нового ускорителя под рабочим названием "Будущий циклический коллайдер" (Future Circular Collider).
Предполагается, что он будет построен к 2050 году, будет почти вчетверо больше и в 10 раз мощнее БАК, но главное - его заявленная на этом этапе стоимость превышает 20 млрд евро.
Генеральный директор ЦЕРНа профессор Фабиола Джианотти назвала проект значительным достижением. По ее словам, у нового коллайдера есть огромный потенциал улучшить наше понимание фундаментальной физики и придать толчок многим технологиям. Все это должно благотворно сказаться на жизни общества в целом, полагает она.
Критики, в свою очередь, настаивают на том, что столь внушительную сумму можно потратить на другие проекты - например, на изучение различных аспектов изменений климата.
Пока планы ЦЕРНа существуют в концептуальной форме.
Предполагается, что под уже существующим 20-километровым туннелем будет вырыт новый, в итоге достигающий длины в 100 км, в котором и разместится новый ускоритель.
Проект строительства нового коллайдера, наряду с другими планами физиков-теоретиков, будет рассмотрен международной комиссией экспертов. Они должны выработать новую стратегию изучения физики частиц к 2020 году.
Один из этих экспертов, профессор Университетского колледжа Лондона Джон Баттерворт сказал Би-би-си, что амбициозная программа строительства нового коллайдера ему особенно нравится - хотя он готов рассматривать и другие предложения.
Если расчеты ученых верны, то будущий ускоритель позволит разгонять частицы до более высоких скоростей. Как следствие энергия, выделяющаяся при их столкновении, будет почти на порядок выше, чем достигается сегодня в Большом адронном коллайдере.
Физики надеются, что таким образом смогут докопаться до новых, по-настоящему элементарных частиц, которые и движут нашей Вселенной.
Трудности стандартизации
Так называемая Стандартная модель - нынешняя теория взаимодействия субатомных частиц, над созданием и усовершенствованием которой физики трудились большую часть прошлого столетия, - объединяет 17 частиц, последняя из которых, бозон Хиггса, была обнаружена в 2012 году на БАКе (хотя теоретически ее существование было предсказано задолго до этого).
Стандартная модель непротиворечиво описывает многие происходящие в мире процессы, однако оказалась не в состоянии объяснить природу гравитации.
Более того, достижения астрофизики последних лет поставили новые вопросы.
Оказалось, что галактики вращаются быстрее, чем предсказывает Стандартная модель, а Вселенная, по-видимому, расширяется со все большей скоростью - хотя в теории должно быть наоборот.
Для объяснения этих феноменов были привлечены новые понятия: "темная материя" и "темная энергия", однако что это такое, точно никто не знает.
Более того, некоторые физики считают, что общая теория относительности нуждается в пересмотре, чтобы избежать использования таких понятий как черная энергия и черная материя - о чем говорил в своем последнем интервью Би-би-си Стивен Хокинг.
Современная физика покоится на двух столпах: общая теория относительности и квантовая механика. Первая хорошо объясняет события в макромире, вторая - в мире элементарных частиц.
Объединить их и создать "общую теорию всего" физики пытаются не первый год. Предполагается, что новый, более мощный ускоритель может обнаружить необходимые для этого новые частицы, чего не удалось добиться на БАКе.
Однако никто в ЦЕРНе не знает, какого порядка энергии для этого нужны, и сможет ли новый коллайдер разгонять протоны до такой скорости, чтобы их столкновение производило на свет "истинно элементарные" частицы.
Авторы проекта полагают, что предложенная ими схема последовательных столкновений - сначала электрон-позитронных пар, а затем электронов и протонов, - даст возможность по косвенным признакам предсказать уровень энергии, необходимый для обнаружения новых "суперчастиц".
Проблема в том, что нечто похожее ожидали и от Большого адронного коллайдера - возможно, благодаря окружавшей его работу шумихе в СМИ. Однако за рамки Стандартной модели эксперименты на БАКе выйти не смогли.
Что нужнее человечеству?
У непосвященных может сложиться впечатление, что физики просят себе новую и очень дорогую игрушку для удовлетворения своего любопытства, бесконечного, как и Вселенная, которую они пытаются разложить на формулы.
Например, бывший главный научный советник правительства Великобритании профессор сэр Дэвид Кинг полагает, что настало время переосмыслить соотношение "цена-качество" в экспериментальной физике частиц, особенно, когда никто из ученых не может гарантировать, что новый ускоритель за 22 млрд евро сможет обнаружить новые частицы.
"Надо где-то провести черту, иначе мы построим коллайдер по экватору. А если этого будет недостаточно, физики попросят другой, достающий до Луны", - сказал Кинг в интервью Би-би-си.
Профессор Кинг (и не он один) полагает, что у человечества сегодня есть более насущные заботы, в частности, климатические изменения, и 20 миллиардов фунтов не помешали бы в исследовании его последствий и механизмов борьбы с глобальным потеплением.
Далеко не лишними эти деньги оказались бы и в медицинских исследованиях.
Тогда и у скептиков было бы меньше оснований задавать вопрос: "Что ваши исследования сделали для блага человечества?"
Собственно, и среди физиков-теоретиков нет единого мнения по вопросу о необходимости нового ускорителя.
Например, Сабина Хоссенфельдер из Франкфуртского института перспективных исследований считает, что на эти деньги можно было бы построить крупный радиотелескоп на Луне или детектор гравитационных волн на Земле.
Бозоника на смену электронике?
Доктор Фредерик Бордри, директор ЦЕРНа по ускорителям и технологиям, полагает, что требуемая для проекта сумма, поделенная между несколькими странами, да еще на временном отрезке в 20-30 лет - вполне разумная цена для столь передового проекта.
"Когда меня спрашивают, что даст людям бозон Хиггса, я отвечаю: "бозонику", - говорит он. - Что это такое, я не знаю. Но вспомните, что когда в 1897 году Томсон открыл электрон, он тоже не знал, что такое электроника. Но представить современный мир без нее невозможно".
Вполне вероятно, что результаты экспериментов в новом ускорителе тоже окажутся столь же полезны человечеству. Мы просто еще не знаем, как и, главное, когда.
Комментарии
однажды, работающий на БАК,
однажды, работающий на БАК, знакомый по форуму,
обмолвился, что новые частицы возникают по мере их
поиска. Это можно назвать, например, квантовым юмором
бесконечности или бесконечный квантовый юмор Создателя