Общественно-политический журнал

 

Лубянка превращается в реальное министерство экономики России

Федеральная служба безопасности поступательно увеличивает свой нажим на реальный сектор российской экономики.

Количество уголовных дел против предпринимателей, которые расследует ФСБ, растет со скоростью 20-25% каждый год, а за последние 7 лет подскочило более чем втрое.

Такие данные со ссылкой на статистический сборник МВД приводит политолог Кирилл Рогов в докладе «Крепость врастает в землю».

В настоящий момент каждое четвертое расследование ФСБ приходится на экономические преступления, тогда как террористические составы занимают лишь 4%.

По итогам 2018 года общее число экономических дел в производстве ФСБ достигнет 5 тысяч, хотя еще 6 лет назад их было едва больше 1,5 тысяч.

«Именно ФСБ выступает главным оператором политически чувствительных преследований (возбуждает или расследует дело либо оказывает поддержку), в особенности после того, как сотрудники ФСБ разгромили аналогичное «антикоррупционное» подразделение МВД («дело Сугробова»)», - говорится в докладе.

Наиболее яркими событиями первого года нового срока на «репрессивном фронте» стали дела против влиятельных северокавказских кланов - братьев Магомедовых и группы «Сигма», а также клана Арашуковых, отмечают авторы исследования. Оба дела, в свою очередь, прямо иди косвенно связаны с атакой московских силовиков на клановую систему власти в северокавказских республиках.

«Если в 2018 году очередной вехой в раскручивании спирали репрессий против региональных элит стала тотальная зачистка в Дагестане, в ходе которой десятки человек, включая высшее руководство республики, мэров, руководителей многих федеральных структур в регионе, были арестованы, то в 2019 году на эту роль претендует «дело Арашуковых», связанных с Карачаево-Черкесией. Атака на Дагестан - одну из наиболее закрытых для влияния федерального центра республик в составе РФ - является, так сказать, флагманом и полигоном нового путинского унитаризма», - говорится в докладе.

Важнейшим событием первого года стал арест основателя инвестфонда Baring Vostok гражданина США Майкла Калви, продолжают авторы исследования. Вмешательство силовиков в корпоративный конфликт акционеров банка «Восточный», поддержанное, по всей видимости, на самом высоком уровне, стало важнейшим сигналом в области взаимоотношений бизнеса и государства в новом президентском сроке.

По версии Калви, мотивом для такого вмешательства могло стать обращение акционеров Baring Vostok в Лондонский суд по своему конфликту с российскими партнерами в «Восточном», являющимися в то же время членами путинской «молодой гвардии» - управленческой элиты нового поколения, патронируемой самим Владимиром Путиным. В таком случае этот громкий арест обнаруживает нечто общее с делом Магомедовых: в обоих случаях речь идет о дальнейшей «суверенизации» фактического правового режима для бизнеса, работающего в России, пишут политологи.

«Репрессивные стратегии, как часть общей ориентации политического режима на силовую политику в первую очередь, стали системным фактором текущего политического режима. Нарастание репрессивности в управлении - это и естественный результат, и механизм перехода к более жесткому авторитарному режиму и иным способам его легитимации. Активно работающая репрессивная машина не только сама себя поддерживает, но и является причиной органических изменений правоохранительной системы в целом, обусловливающих репрессивную инерцию на последующие годы. Результатами репрессий являются подрыв доверия к политическим элитам как институту со стороны общества, падение социального капитала и рост разобщенности элит», - делают вывод авторы доклада.

Силовики, кошмар и бизнес

Вот уже практически год, как бизнес-структуры Ленинградской области обращаются в различные инстанции с жалобами. Жалобы одинаковые: силовые структуры не дают предпринимателям работать. На днях к этим одинаковым жалобам добавилась еще одна. Слово взял возмущенный губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Источники оценили этот шаг как отчаянный.

Тенденция возбуждения уголовных дел против предпринимателей резко усилилась в последнее время, считает глава 47-го региона. И поспорить с этим трудно. Кроме того, она идет в разрез с официально заявленной государством линией на поддержку малого и среднего бизнеса как основы для развития общества и экономики страны. 

Параллельно с губернатором об этой проблеме заговорили сразу в нескольких важных для предпринимателей структурах. Во-первых, в аппарате уполномоченного по защите прав бизнесменов Ленинградской области Елены Рулевой, во-вторых, в общественном совете Санкт-Петербургского Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». На заседании последнего снова зазвучали заявления бизнесменов (в том числе и представителей из Ленобласти), которые были возмущены развернувшимся со стороны силовиков произволом. 

Бизнес-омбудсмен 47-го региона Елена Рулева отметила, что административные барьеры и бесконечная контрольно-надзорная деятельность являются благоприятными факторами для развития коррупционных проявлений, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.