Общественно-политический журнал

 

Петербург – произвольные задержания и все большая наглость власти

Своеобразной традицией последнего времени в Санкт-Петербурге стало упреждающее задержание гражданских активистов перед началом протестной акции.

Так случилось и утром 1 мая, перед началом демонстрации, когда объединенная демократическая колонна заявила, что будет идти с лозунгом «Свободному Петербургу – свободные выборы!».

За несколько часов до начала шествия были задержаны трое активистов движения «Весна», один участник «Бессрочного протеста» и шесть феминисток.

Новшеством этого года, пришедшим на берега Невы из российской столицы, стали рамки металлодетекторов, установленные перед проходом к месту сбора демонстрантов.

У одного из таких импровизированных контрольно-пропускных пунктов столпились люди, которых сотрудники ОМОН не пропускали к строящейся колонне. Пояснить происходящее согласился основатель Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков. «Здесь не пропускают людей с плакатами, которые представитель Смольного рассматривает как “голубую пропаганду”. Причем один из таких плакатов гласил “Я пришел заявить о своих правах”, т.е., у нас уже это является “голубой пропагандой”. Не пропускают людей с радужными флагами и другими символами ЛГБТ-сообщества, не объясняя это никак, т.е., не ссылаясь на закон», – пояснил Кочетков. И отметил, что есть соответствующее решение суда, согласно которому радужные флаги не запрещены на территории Российской Федерации.

Чтобы разрешить эту коллизию, потребовалось вмешательство участников демонстрации от партии «Яблоко». По словам члена бюро петербургского регионального отделения этой партии Александра Кобринского, нынешний Первомай в Санкт-Петербурге отличают две особенности. Во-первых – хорошая, по сравнению с прошлым годом, погода, «а во-вторых, впервые у нас на шествие стали пускать через рамки металлоискателей, отнимать у людей наглядную агитацию, которую власти считают для себя неудобной. Кроме того, скапливаются огромные очереди, люди не могут сюда свободно пройти», – отметил Александр Кобринский.

Что же касается предстоящих осенью губернаторских и муниципальных выборов, то он сказал, что примет в них участие как избиратель, и кроме того, будет поддерживать кандидатов от «Яблока» в обеих избирательных кампаниях.

Еще один участник демократической колонны – директор общественной организации «Открытая Россия» Андрей Пивоваров – отметил, что для него и его коллег выборы муниципальных депутатов представляются более важными, чем губернаторские выборы. «К сожалению, у нас нет возможности влиять на выборы губернатора, потому что огромный барьер в виде муниципального фильтра, не позволяет выдвинуть кого-то, кто реально независим. А только тех, кто будет согласован на самом высоком уровне», – констатирует Пивоваров. «Потому что, – продолжает он, – банально не собрать подписи для преодоления фильтра (составляющего не менее 10% всех муниципальных депутатов Санкт-Петербург)».

«А муниципальные выборы – подчеркивает он, – это то, где можно реально победить, можно прорваться и собрать настоящую общность муниципальных депутатов, которые избраны людьми “снизу”, и не могут не прислушиваться к их пожеланиям. Мы видим, что в Москве это получилось, и мы хотим повторить их опыт, и даже приумножить».

По словам директора «Открытой России», в ближайшее время в минюст РФ будет подана повторная заявка на регистрацию общественной организации, поскольку на первоначальную заявку последовал отказ. А перед выборами будут переговоры о сотрудничестве и согласовании списков с Партией Роста, сторонниками Навального, «Справедливой Россией» и возможно, даже с КПРФ. А вот «Яблоко» планирует идти на выборы самостоятельно.

Еще до того, как колонна, построившаяся напротив Большого концертного зала «Октябрьский» двинулась в сторону Невского проспекта, произошли первые задержания: омоновцы отправили в автозаки двух молодых людей, бивших в большие барабаны. Эти действия сопровождались свистом окружающих и криками «Позор!».

Среди плакатов, которые несли участники колонны, преобладали надписи и рисунки на политическую злобу дня: «Долой ЕдРо!», «Петербург без Беглова и единороссов», «Петербургу – справедливые выборы», «Путин не вечен». Были и карикатуры на Владимира Путина с подписью «Сказочный президент. Зачем его только из КГБ выпустили?». Активисты экологических движений напоминали и о последних событиях в Архангельской области: «Русский север – не помойка», «Чистый Петербург! Чистый Шиес! Чистый север!», «Люди вместе, а мусор – раздельно».

Когда колонна вышла на Невский проспект и направилась в сторону пересечения с Литейным, сотрудники полиции через мегафон велели убрать «крамольные» плакаты. И, поскольку демонстранты отказались выполнять это требование, начались задержания. Демонстранты вначале попробовали увещевать стражей порядка скандируя «Полиция с народом, не служи уродам!». Но задержания продолжились, и тогда колонна остановилась, а ее лидеры заявили, что продолжат движение только после того, как все, кто находится в автозаках, будут выпущены на свободу.

«Объединенные демократы» были вынуждены двигаться по Невскому проспекту в коробке из ОМОНа. Перед колонной и позади нее ехало несколько автозаков.

Организаторы колонны попытались вступить в переговоры с представителями Смольного и офицерами полиции. Однако переговорщики, в числе которых оказались депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник, директор «Открытой России» Андрей Пивоваров и эксперт Transparency International Russia Александр Шуршев, также были задержаны. В автозаке оказался и координатор Штаба Навального в Петербурге Денис Михайлов. Впрочем, Максима Резника через некоторое время отпустили.


Задержание депутата Заксобрания Петербурга Максима Резника

Примерно через 45 минут после остановки колонны сотрудники ОМОН и Росгвардии приступили к массовым бессистемным задержаниям. Оценивая демократическую первомайскую колонну в целом, Александр Кобринский сказал: «У нас в Петербурге никогда еще не было такого, чтобы Невский проспект во время первомайских шествий занимался “космонавтами”, чтобы людей разгоняли, отталкивали и хватали. Такое было во времена Матвиенко, когда проходили “Марши несогласных”, но тогда они не были согласованы. А здесь мы получили все согласования, все заверения и обещания. А теперь выясняется, что цена этому всему – абсолютный ноль!»

Примерно около получаса «Объединенные демократы» и ОМОН стояли друг на против друга практически без движения, но стоило кому-то из митингующих выкрикнуть «Наше имя Борис Немцов» и «Путин — вор», как силовики молниеносно сорвались со своих мест и ринулись на толпу.

ОМОН брал активистов на таран, выхватывал плакаты, некоторые силовики ножами разрезали растяжки, на которых было написано «Петербургу свободные выборы». 

Все это спровоцировало в буквальном смысле потасовку между участниками шествия и силовиками, некоторые активисты набрасывались на ОМОНовцев со спины, били их руками, когда те задерживали очередного митингующего. Столкновение приостановилось лишь в тот момент, когда один из задержанных — мужчина примерно 70 лет — потерял сознание, когда его несли в автозак. Силовики положили пенсионера на землю, стали оказывать ему первую помощь, а разгневанная толпа кричала им: «Ироды, вызовите ему скорую, вы же его убьете!» Когда пенсионер пришел в себя, массовые задержания продолжились.

В какой-то момент по Невскому проспекту на небольших скоростях начали курсировать заказные автобусы, полицейские машины, затем появились и военные автомобили. Активисты в панике стали разбегаться по проспекту, кому-то удалось сбежать, других спешно размещали в постоянно прибывающих на Невский автозаках. 

Все это время на Невском проспекте присутствовал руководитель ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Роман Плугин. Генерал-майор занимался координацией действий силовиков. Врио губернатора Петербурга Александр Беглов к этому времени уже завершил свое не самое удачное выступление на Дворцовой площади. В Сети стали появляться видео, на которых было видно, как Беглов, поздравляя собравшихся с Первым мая, по ошибке сказал, что в Петербурге живут «активнутые и противные люди».

«Это все – новая политика нашего врио губернатора Беглова и нового начальника главка ГУВД Романа Плугина, приехавшего из Москвы. Они нам ее навязывают и заставляют привыкать к ней, но мы привыкать не собираемся!» – сказал Кобринский.

Всего 1 мая в Санкт-Петербурге было задержано более 70 участников демократической колонны. Вечером некоторых из них стали отпускать из отделений полиции с составлением протокола по статье 20.2. часть 5 КоАП РФ («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования…»).