Общественно-политический журнал

 

Роландас Паксас в Минске: белорусский вояж дипломата-добровольца

Неожиданный вояж Роландаса Паскаса в Минск, где он был принят Александром Лукашенко - самая горячая тема сегодняшних литовских СМИ. Тем, кто хоть слегка интересуется Литвой, имя этого литовского персонажа, должно быть знакомо. Другим напомню: летчик-спортсмен по специальности, он дважды коротко (6 и 8 месяцев) занимал пост премьера, а затем (2003-2004) 13 месяцев – главы государства. «Нехорошая» цифра президентского срока завершилась драматическим событием: впервые в истории Европы он был отправлен в отставку по импичменту. И хотя удар политических соперников был в высшей степени коварным и болезненным, спортивная закалка позволила ему выстоять и остаться в политике. Будучи «уволенным» из нее по приговору Конституционного суда без права вернуться на высшие государственные посты и в парламент до конца дней своих, он сумел сохранить и свое имя, и активность в качестве лидера партии и европарламентария, коим числится с 2009 года.

Одним из его проявлений, в частности, стало его амплуа по наведению мостов с соседями – Россией и Белоруссией, для отношений с которыми слово «прохладное» звучит как самое мягкое. Причем без каких-либо полномочий как со стороны своей бывшей партии, лидером которой давно уже не является, так и со стороны Страсбурга, не говоря уже о литовских властях. В общем, исключительно «по доброй воле».

Впрочем, на пресс-конференции в пятницу сам Паксас заявил, что встретиться с Бацькой ему предлежил белорусский посол при ЕС. Но подтвердил, что ни с кем из литовских инстанций он не советовался, так как не видит в этом смысла.

Радушно ни о чем

И это понятно. Во-первых, для политического Олимпа Литвы он по-прежнему «персона нон грата», поскольку, несмотря даже на нажим Брюсселя, все попытки литовского парламента пересмотреть решение Конституционного суда 2004 были тщетными. Во-вторых, позиция Паксаса относительно главного камня разногласий с Минском - строительства Остравской АЭС – никак не согласуется с официальной позиции Вильнюса.

Вот как она звучит в его устах: «Не секрет,что определенные политические силы в Литве, и не только в Литве, используют АЭС для достижения политических целей. Не думаю, что белорусы строят небезопасную АЭС. Лично я сторонник атомной энергетики». По его словам, ужастики в ее адрес столь же преувелчены, как в свое время стенания ЕС по поводу Игналинской АЭС. Впрочем, спорить на эту тему на стадии, когда до запуска станции осталось меньше года, совершенно бесполезно. Поезд ушел! Поэтому, все, что можно предпринять в разумном регистре, так это создать совместный наблюдательный орган за ее работой.

На встрече с министром энергетики Беларуси Виктором Каракевичем он также отметил, что станция способна обеспечить энергией не только регион, но и Литву. Вильнюс, как известно, категорически такую перспективу не приемлет и призывает Польшу поддержать его в этом бойкоте.

Об этом он сказал журналистам после встречи с Лукашенко. А к нему он приехал с той же фикс-идеей, что и во время прошлогоднего декабрьского визита к Путину – о демилитаризации Калининградской области и Литвы. Что под этим понимается конкретно – неясно ни из его уст, ни из каких-либо экспертных комментариев. На встрече с Лукашенко это было озвучено лишь как мечта обезопасить регион от превращения в поле столкновения России и США. А с журналистами он пустился в общие рассуждения, что из трех целей литовского внешнеполитичеакого концепта - о НАТО, ЕС и теплых отношениях с соседями, успешно реализованы лишь первые две. И надо работать над третьей.

Александр Григорьевич, как и Путин, источал радушие. Но все, что сказал в ответ, ни на йоту не выходило за контуры обычной для него абстрактной риторики. Типа:

 "Поскольку мы соседи, а их не выбирают, они от Господа, нам придется жить, как соседям, хотим мы этого или нет. Чтобы жить мирно и дружно (мы иного пути в Беларуси не видим, вы это хорошо знаете и понимаете), надо общаться и разговаривать на различные темы, начиная от общей проблемы безопасности в регионе (сейчас, вы знаете, в Европе штормит, и очень сильно, дай бог, чтобы этот шторм успокоился). С другой стороны, есть местные проблемы. К примеру, строительство атомной станции - тема, которая очень актуальна в Литве и, как мы считаем, очень политизирована». Бацька предложил не забывать об общем историческом прошлом и искать в нем «хорошее», на которое можно опереться сегодня. Еще он отметил, что  экономические отношения автономно от политики бурно развиваются, как и туризм, которому Минск ни в коей мере не препятствует.

Что бы это значило?

В целом создается впечатление о чисто дипломатическом реверансе, лишенном и каких-либо полномочий, и практических выходов. Так – ритуал вежливости и радушия.

Пожимая по этому поводу плечами, литовские политологи пробуют две версии. Первая, самая простая – выборы в Европарламент на носу (26 мая), а у Паксаса не очень-то велики шансы продлить срок. Вот он и привлекает к себе внимание любыми способами. Не даром он еще планирует уговорить на аудиенцию Дональда Трампа.

Вторая – конспирологическая по характеру и совершенно невнятная по сценарию – с гипотезой о таинственных промосковских силах, которые ищут какую-то новую роль для него.

Как бы то ни было, официальный Вильнюс поспешил категорически отмежеваться от этого блиц-визита:

"Он представляет себя, и еще, как говорит, кого-то, но я хочу обратить внимание на то, что он точно не представляет Литву, не представляет наши ведомства и нашу политику", – заявил в пятницу BNS глава литовского МИД Линас Линкявичюс. Он также отметил, что Паксас в Европарламенте является заместителем старосты фракции евроскептиков Найджела Фараджа.

Владимир Скрипов