Общественно-политический журнал

 

Евросоюз: прелюдия к развалу?

Великобритания, несмотря на Брекзит, все-таки решила участвовать в выборах в Европарламент, что вызвало негодование и недоумение не только у граждан этой страны, но во всех европейских странах. Рейтинги как консерваторов, так и лейбористов резко покатились вниз. Согласно опросам, кандидаты в Европарламент от «тори» могут рассчитывать лишь на 10% голосов британцев. У лейбористов ситуация чуть получше – 15%.

Парадокс, но даже ведущей политической силой, рвущейся в Европарламент от Британии, станет Партия Независимости Британского Королевства, которую до 2016 года возглавлял евроскептик Найджел Фарадж, требующий немедленного выхода из ЕС безо всякого договора. Большинство депутатов, представляющих Великобританию в Европарламенте, будут именно из его партии.

«Исследования показывают, что если доля евроскептиков среди депутатов Европарламента превысит 30%, то будущее Евросоюза будет выглядеть весьма проблематично. Его начнут расшатывать изнутри, — сказал доктор Амир Хнифас, специалист по европейской в британской политике. В прошлом он был секретарем районного отделения Лейбористской партии в северном Лондоне. – Проблема усугубляется еще и тем, что партии евроскептиков в последнее время существенно расширили сотрудничество друг с другом. До сих пор каждая из них тянула одеяло на себя, поэтому Евросоюзу было несложно держать ситуацию под контролем. Но сегодня, когда критика в адрес Евросоюза растет, а кризисные ситуации только нарастают, происходит раскол даже внутри традиционных политических элит. И это — очень удобная брешь для евроскептиков и популистов».

Выборы в Европейский парламент 2019 года — крупнейшие транснациональные выборы в истории, которые пройдут с 23 по 26 мая в 28 государствах с общим населением более полумиллиарда человек. За 751 депутатское место ведут борьбу сотни политических партий, каждой из которых есть, что сказать по важнейшим вопросам европейского устройства.

— Нынешние выборы проходят в тени Брекзита и процесса усиления правых партий в большинстве стран Европы, в том числе и тех, кто ратует за вывод своих стран из ЕС. Самым наглядным примером является Италия. Если таких депутатов станет в Европарламенте, а следом за ним и в Совете Европы, более 30%, то это начнет подрывать легитимацию ЕС как общественно-политического представительства. Несомненно, это ускорит и Брекзит, после которого, возможно, и другие страны захотят покинуть союз, — говорит доктор Амир Хнифас.

— Почему евроскептики, такие как Найджел Фарадж, Марин Ле Пен или Херт Вилдерс, все-таки участвуют в выборах? Если они отрицают ЕС, то зачем им присутствовать в его парламенте?

— В Европарламенте всегда были небольшие политические группы евроскептиков. Сначала они ратовали за сохранение национального суверенитета. Они постоянно ссорились друг с другом на почве каких-то претензий или национальных обид. Сегодня ситуация меняется. Эти партии все чаще выступают единым фронтом. Например, Италия, Франция и Венгрия. И это создает серьезную угрозу всему Евросоюзу.

— Но ведь популярность евроскептиков растет не на пустом месте. Есть реальные проблемы, налицо и падение доверия к традиционным элитам…

— Да, конечно. Ни у одной страны, ни у одной партии нет ответов на вопросы. Например, вопрос приема беженцев расколол даже традиционные политические партии. Германия считает, что всех беженцев надо равномерно распределить по всей Европе. Но многие страны не готовы вообще принимать их, ни одного человека, и ЕС даже санкции вводит против своих же членов. Или возьмите Брекзит — он привел к расколу и в среде консерваторов, и в среде лейбористов. И в том, и в другом политическом лагере есть и сторонники, и противники выхода из ЕС. Но в результате и те, и другие теряют доверие избирателей.

— А рост антисемитизма? Это кризис ценностей, и у ЕС нет решений…

— Безусловно, особенно во Франции и в Великобритании. Отчасти это часть кризиса с беженцами. И вновь мы видим из ряда вон плохое функционирование исполнительных органов Евросоюза, которые должны заниматься поиском решений.

— После прихода Джереми Корбина к лидерству в Лейбористской партии ее постоянно обвиняют в антисемитизме. Вступили бы вы сегодня в эту партию?

— Сложный вопрос. Антисемитизм – не единственная проблема Великобритании, как вы понимаете. Да и Лейбористская партия далеко не вся пропитана антисемитизмом. В ней тоже теперь раскол, и в первую очередь из-за Брекзита. Лейбористы, недовольные Корбином, вышли из партии и образовали отдельную парламентскую группу, которая на следующих выборах пойдет отдельным списком. На прошлых выборах, полтора года назад я был там и видел своими глазами, как трудно было еврейским гражданам поддерживать Лейбористскую партию в ее нынешней версии. Ведь у еврейской общины была полная гармония с лейбористами еще со времен Тони Блэра. Поэтому мне трудно ответить на вопрос, вступил бы я сегодня в Лейбористскую партию, или нет.

Крайний срок выхода – 31 октября 2019 года, парламент Великобритании должен ратифицировать договор о выходе из ЕС, а он очень спорный, и Консервативная партия тоже расколота на два лагеря.

— Найджел Фарадж призывает уйти из Евросоюза безо всякого договора. Он даже требует прекратить любые переговоры с Брюсселем…

— Фарадж сам — продукт Брекзита. Он вернулся на политическую арену после референдума 2016 года. Если он сегодня наберет много голосов на выборах в Европарламент, то есть высокая вероятность, что именно так и произойдет – выход из ЕС будет осуществлен без договора.

— А что Германия? Накануне выборов в Европарламент там опубликовали сведения о том, что за последний год на решение проблем беженцев было потрачено 23 миллиарда евро. Это колоссальные деньги. Причем их тратили не на компенсации беженцам, которые согласятся покинуть страну добровольно (как это делает Израиль), а на прямую помощь коррумпированным режимам стран третьего мира, чтобы улучшить там ситуацию и снизить приток беженцев оттуда… Что вы думаете об этом?

— Именно поэтому популярность Ангелы Меркель и ее партии сильно упала. А вместе с ней — и доверие к Евросоюзу вообще. В Германии, действительно, приводят Израиль в пример, особенно евроскептики и партия «Альтернатива для Германии». Традиционные политические элиты понимают, что на Меркель больше делать ставку нельзя, и там мы тоже наблюдаем раскол в крупных партиях, — сказал доктор Амир Хнифас.

Хотя Евросоюз переживает то один, то другой кризис с момента своего появления, до сих пор совместными усилиями странам-соседям удавалось держать свой гигантский корабль на плаву. Но времена меняются, и глобализацию сменил тренд возвращения в национальные квартиры. Между которыми возводятся стены и заборы.

«Чем выше забор, тем крепче дружба», — гласит старая немецкая пословица. И многие из тех, кто в ближайшие дни пойдет голосовать за депутатов Европарламента, придерживаются этой точки зрения.

Цви Зильбер