Общественно-политический журнал

 

«Философы обсуждают вопрос о свободе воли уже тысячи лет»

Давным-давно, еще до Сократа, в Древней Греции начались споры о свободе воли: способен ли человек делать выбор вне зависимости от обстоятельств или же все в его жизни предопределено изначально? Вопрос этот интересовал Августина и Лютера, Эразма и Шеллинга. На протяжении тысячелетий в дискуссиях о свободе воли участвовали лишь философы и богословы, потому что именно для них было важно решить, как понимать проблему греха и человеческой ответственности за свои поступки.  Только в конце минувшего века к ней присоединились ученые, занимающиеся исследованием человеческого мозга. Они попытались ответить на вопрос, существует ли свобода выбора или же это только иллюзия.

В 1983 году был опубликован труд американского ученого-нейробиолога Бенджамена Либета. В ходе проводимых им экспериментов он просил у испытуемых пошевелить рукой — правой или левой. Либет обнаружил, что в течение десятых долей секунды, предшествующих принятию решения, какую руку поднять, в мозгу происходят бессознательные электронные процессы, получившие название «потенциала готовности». Ученый пришел к выводу, что именно они определяют дальнейшее осознанное решение.

Это открытие привлекло к себе внимание многих исследователей. Они провели сходные эксперименты и также обнаружили потенциал готовности в мозгу испытуемых. В некоторых случаях длительность бессознательных электронных процессов, предшествующих принятию осознанного решения, достигала целых 9 секунд. На этом основании многие исследователи сочли доказанным тезис об отсутствии свободы воли, поскольку решение предопределено неосознаваемыми нами физическими процессами.

Спустя 35 лет, в течение которых в свет вышло множество научных трудов и книг с названия вроде «Иллюзия свободы воли», решенный было вопрос вновь считается открытым. Сегодня многие полагают, что ученые проявили излишнюю самонадеянность, попытавшись разрешить глубокую философскую дилемму. В начале нынешнего месяца к работе приступила исследовательская группа, в состав которой вошли примерно 20 нейробиологов и философов. Совместными усилиями они должны дать исчерпывающий ответ на вопрос о наличии свободы воли. На проведение этого исследования выделено 7 миллионов долларов.

«Философы обсуждают вопрос о свободе воли уже тысячи лет, но лишь в последние десятилетия нам удалось добиться реального процесса в этой области, — говорит профессор нейробиологии Ори Маоз из Чепменского университета в Калифорнии. – На самом деле эта проблема имеет, по крайней мере, две составляющие – философскую и естественнонаучную».

По мнению Ори Маоза, проблема заключается в том, что в середине 80-х годов ученые слишком упрощенно трактовали понятие свободы выбора – на уровне принятия решения о том, какую руку поднять, левую или правую. «Они смогли доказать, что такое решение является предсказуемым и поспешили заявить: свободы выбора не существует, — разъясняет свою точку зрения профессор. – Но ученые, как и все люди, предпочитают заниматься тем, в чем они по-настоящему разбираются. Если мы не можем решить какую-то проблему, мы возьмемся за другую, более доступную для нас».

Маоз отмечает, что Либет и его последователи в течение десятилетий пытались ответить на вопрос: можно ли предсказать, какую руку поднимет человек – правую или левую. «Но я не хотел бы посвятить этой проблеме 20 лет своей жизни, а затем, в течение получаса беседы с философом убедиться в том, что эти годы были потрачены впустую», — говорит он.

Еще до сформирования новой исследовательский группы профессор Ори Маоз и доктор Лиад Мудрик из Тель-Авивского университета самостоятельно изучили процесс принятия решений в разных ситуациях. Они попытались понять, как действует потенциал готовности, когда речь идет о дилемме, представляющей жизненно важный интерес для участника испытаний.

На первом этапе испытуемые должны были составить список 40 общественных организаций, расставив их по порядку в соответствии с собственными предпочтениями. По жребию, одна из них получала приз в размере 40 долларов. Затем каждый испытуемый должен были выбрать организацию для участия в общей лотерее, приз в которой составлял 1000 долларов. Таким образом, участники эксперимента осознавали, что поддержанная ими организация может получить вполне существенную сумму. На втором этапе испытуемые вновь должны были выбрать из своего списка два названия. Но на этот раз они знали, что лотереи не будет, и все деньги будут распределены между избранными организациями поровну.

«Мы создали ситуацию, при которой на мозг оказывается одинаковое воздействие в различных ситуациях, — объясняет Лиад Мудрик. – В первом случае решение человека могло оказать существенную поддержку организации, которой он симпатизирует. Во втором от его решения мало что зависело». В результате исследователи обнаружили, что потенциал готовности при принятии незначительных решений действительно проявляется у всех испытуемых. Однако при принятии важных решений обнаружить его не удалось.

Ори Маоз и Лиад Мудрик обратились к проведенным ранее исследованиям и обратили внимание на очень важную деталь: потенциал готовности проявлялся у участников различных экспериментов как реакция на любой посторонний шум, без того, чтобы им нужно было принять то или иное решение.

«При принятии незначительных решений на возникновение потенциала готовности влияет именно шум, — говорит доктор Мудрик. – В соответствии с ним тело человека производит непроизвольное движение. Но при принятии важных решений вступает в действие иной аппарат, не зависящий от постороннего шума. Поэтому потенциал готовности при этом никак не проявляется».

Лиад Мудрик подчеркивает, что это исследование еще не доказывает наличие свободы воли. Вместе с тем оно наглядно демонстрирует, что говорить об отсутствии таковой можно лишь тогда, когда речь идет о принятии незначительных решений.

В исследовании, проведенном Ори Маозом и Лиад Мудрик, принимали участие философы, представляющие различные школы. Некоторые из них убеждены в существовании свободы воли, некоторые в этом сомневаются.

Профессор Маоз не может сказать, какой практический результат могут принести дальнейшие исследования в этой области. Но он убежден, что их необходимо продолжать. Новая исследовательская группа, в состав которой входят нейробиологи и философы, ставит перед собой целый ряд важных задач. Во-первых, это продолжение сравнительного анализа мозговой активности при принятии существенных и незначительных решений. Во-вторых, ученые попытаются понять, можно ли расшифровать намерения человека в соответствии с деятельностью его мозга. И, в-третьих, исследовательская группа попытается разобраться в том, как влияет окружающая обстановка на процесс принятия решений. Это позволит понять, принимает ли человек осознанные решения или же это является бессознательным действием, совершаемым под воздействием внешних раздражителей.

Асаф Ронэль