Общественно-политический журнал

 

Где будет война?

Цена репрессии

Три дня потребовалось прокуратуре и следственному комитету, чтобы обнаружить, что 27 июля в Москве были массовые беспорядки. Кропотливая работа.

Массовые беспорядки в Москве 27 июля, безусловно, были: правоохранительные органы получили приказ хватать и бить всех подряд, превратившись вдруг в каких-то бесчинствующих оккупантов, которым все можно, потому что город как бы отдан им, как в средние века захватившей его армии.

Но протестующие победили. Люди не испугались, силовая стратегия оказалась проигрышной. Признавать поражение всегда трудно. И власти решили ответить на поражение эскалацией насилия и репрессий.

Но вопрос в другом. Теперь уже глупо не признавать существование некой социальной волны. Она есть. Если у вас в разгар отпусков и традиционного социального благодушия в столице по какому-то плевому поводу регистрации полутора десятков человек творится такое, значит она есть.

Режим способен подавить волну. Хуже того: у него есть успешный опыт ее подавления в 2012 - 2014 гг. И сейчас кажется, что технически нет никакой проблемы устроить повтор с помощью всех этих проституток из СК и прокуратуры. Но надо помнить, чем кончился прошлый опыт. Технически посадить 25 - 50 ни в чем не повинных ребятишек не проблема. Но и не ее решение.

Когда в прошлый раз ребятишек уже пересажали в СИЗО, проблема не была решена. В социологическом отношении 2013 г. был худшим для режима по рейтингам и поддержке, несмотря на то, что протесты прекратились. Переломить ситуацию удалось только взятием Крыма и войной в восточной Украине.

Что будем брать теперь? Одессу, Аляску, Антарктиду, Казахстан? Где будет война? Внутри России? На Украине? В Прибалтике? На Кавказе? Давайте обсудим сразу.

Технически повысить уровень репрессивности не сложно, и это (скорее всего) даст эффект (если не даст обратный). Но даже положительный эффект в среднесрочной перспективе обернется тем, что за это надо будет крупно заплатить. Как это было в прошлый раз. И платить будут все. Путин, Греф, Сечин, Кудрин, Кузьминов, Кириенко и каждый конкретный гражданин этой страны. Но чем? Вот интересный на сегодня вопрос. К каждому из перечисленных, и из нас, разумеется.

Кирилл Рогов