Общественно-политический журнал

 

Россия и Турция окончательно разделили Сирию, кого это подорвет первым?

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган на переговорах в Сочи заключили соглашения, которые российский президент назвал "очень важными, если не судьбоносными". Речь идет о ситуации на севере Сирии, где с 9 октября Турция проводила военную операцию против формирований курдов.

По итогам переговоров в  Сочи Россия и Турция договорились о путях завершении операции против курдов  - "Источник мира".  Турки получат вожделенную "зону безопасности" в Сирии, курды отведут войска, сирийцы вновь появятся на турецко-сирийской границе, а Россия, похоже, в очередной раз вырвет из рук США лавры миротворцев со всеми вытекающими последствиями.

Текст соглашения:

  • Обе стороны подтверждают свою приверженность сохранению политического единства и территориальной целостности Сирии и защите национальной безопасности Турции.
  • Они подчеркивают свою решимость бороться с терроризмом во всех его формах и проявлениях и сорвать планы сепаратистов на территории Сирии.
  • В этих рамках в ходе операции «Источник мира» будет установлена зона безопасности глубиной 32 км, покрывающая Тель Абьяд и Рас аль-Айн.
  • Обе стороны подтверждают важность Аданского соглашения. В данной ситуации Российская Федерация облегчит выполнение Аданского соглашения.
  • Начиная с 12.00 23 октября, российская военная полиция и сирийская пограничная охрана за пределами территории «Источник мира» войдут на сирийскую сторону турецко-сирийской границы, чтобы отдалить отряды народной самообороны на глубину 30 км от турецко-сирийской границы, что должно быть завершено в течение 150 часов. С этого момента начнет действовать совместное российско-турецкое патрулирование в западной и восточной областях зоны «Источник мира» на глубину 10 км, за исключением города Камышлы.
  • Все отряды народной самообороны и их оружие будут устранены из Манбиджа и Таль Рифат.
  • Обе стороны предпримут необходимые меры для предотвращения проникновения террористических элементов.
  • С целью наблюдения и координации реализации настоящего меморандума будет установлен совместный механизм контроля и проверки.
  • Обе стороны продолжат работу над поисками долгосрочного политического решения сирийского конфликта в рамках разработанного в Астане механизма.

Подводя итог, аналитики делают вывод, что Россия и Турция  окончательно разделили Сирию. Владимир Путин назвал встречу "судьбоносной". В свою очередь, Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что его главный проект последнего времени — операция «Источник мира» - «несомненно обеспечит новые реалии», а встреча с президентом России — «позволит обеспечить мир».

Трудно удержаться от исторических параллелей. Соглашения, заключенные  в Ялте Советским Союзом, США и Великобританией в конце Второй мировой войны,  привели к  длительному миру в послевоенной Европе. Хотя, в итоге этих договоренностей Европа была разделена на зоны влияния западного и просоветского блоков. При всем сочувствии к народам Восточной Европы и Прибалтики, принесенным в жертву интересам мировой политики и отданным под покровительство СССР, данный раздел сыграл решающую роль в  сохранении мира в Европе почти на полвека. Правда, это не помешало сторонам вести с переменным успехом  войны в других частях света. Сначала -  на Дальнем Востоке, а затем и на Ближнем, в Африке и в Латинской Америке.

В данном случае, Сирия, которая даже не была приглашена в Сочи, как и Чехословакия - в Мюнхен, или другие страны - в Ялту, оказывается разделенной на три зоны влияния, если называть вещи своими именами: турецкую, российско-проиранскую, и курдскую.

Удастся ли Путину, которого часть мировых СМИ уже провозгласила "новым хозяином Нового Ближнего Востока", удержаться  в положении победителя в этой своеобразной прелюдии к третьей мировой войне? Какие реальные выгоды принесет сторонам этот меморандум?

Россия, вместо того, чтобы насладиться своей нежданной победой в Сирии, вынуждена вмешиваться в очередной чужой конфликт, на сей раз - с курдами. Тем не менее, она тщательно готовится извлечь экономические выгоды из своего геополитического реванша на Ближнем Востоке. 23 октября на площадке клуба «Валдай» состоится презентация аналитической  записки «Экономическая интеграция на Ближнем Востоке: проблемы и перспективы». Как указано в пояснении - страны Ближнего Востока сталкиваются с серьезными вызовами социально-экономического характера. Эти государства могли бы адекватно ответить на них, но для этого необходимо решать проблемы не на национальном, а на региональном панарабском уровне.

В докладе содержится аналитический разбор основных проблем, мешающих реальной интеграции и предлагаются возможные подходы к усилению этих процессов на Ближнем Востоке. К экономическому "захвату" Ближнего Востока, который должен последовать за политическим влиянием, подключены известные  российские  востоковеды из ведущих институтов по данной тематике: Дмитрий Марьясис, зам. декана экономического факультета РАНХиГС; Андрей Федорченко, директор Центра ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО ; Александр Акимов, руководитель отдела экономических исследований Института востоковедения РАН.

Турция, вместо ослабления курдов, вновь ввязывается с ними в конфликт, и не случайно. Барак Бекдил, известный турецкий аналитик, назвал ее выигрыш "пирровой победой", полагая, что это никоим образом не поможет решению курдской проблемы. Чуть ранее похожим образом охарактеризовали ситуацию израильские эксперты Йоэль Гужански и Ави Хейштейн.

Не истощат ли свои силы страны "нового восточного блока" - Россия, Турция, Иран, обладающие сравнительно слабыми экономиками - в погоне за победой над Западом, как это произошло с  СССР и чуть не случилось с Китаем?

Часть специалистов полагает, что  намеренный уход США с Ближнего Востока и подчеркнутое нежелание нынешнего Пекина ввязываться в  региональные конфликты - это стратегическое решение, которое объясняется их стремлением сосредоточить свои усилия на будущем ключевом противоборстве между ними.

А случай  с курдами лишний раз показал, что не стоит ставить все на одну карту. Даже если на этой карте изображен Запад.

 Владимир Поляк

Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций":

"Если оценивать ситуацию на ближайшие пять-шесть дней, то я бы расценивал соглашение как, в общем, успех России. Перемирие закреплено - причем закреплено не потому, что Путин приехал к Эрдогану, а потому что Эрдоган приехал к Путину.

Но когда я послушал все заявления и то, что говорил [министр иностранных дел России Сергей] Лавров, возникло ощущение недоговоренности. Взять хотя бы проблему беженцев. Известно, что это за беженцы - отнюдь не любители Башара Асада, это потенциальная оппозиция, которая бежала в Турцию, и которую Эрдоган хочет вернуть [в Сирию].

К чему это приведет в самой Сирии, какая будет расстановка сил - сказать сложно. Нужно меньше говорить о победе и о том, что будет дальше.

Что касается Америки - она и не выиграла, и не проиграла. Одно время было модно сравнивать российскую кампанию в Сирии с советской в Афганистане - это было некорректно. А сейчас такая ситуация, когда в Америке витает идея - вы сами туда пришли, сами и разбирайтесь. А разобраться там очень-очень сложно.