Общественно-политический журнал

 

Страсти по Цвирке

Вот уже около года на страницах литовских СМИ пылает «актуальная тема» - страсти вокруг Пятраса Цвирки (1909-1947) – писателя, поэта, переводчика. Точнее, страсти происходят вокруг его монумента работы Ю. Микенаса, с 1959 стоящего в центре Вильнюса в скверике, названным его же именем.

Сомнения на счет того, достоин ли этот деятель национальной культуры столь почетного места, время от времени в Литве раздаются давно. В них нашел отражение Большой вопрос – может ли талант, его вершины быть адвокатом морального поведения личности?

К примеру, в ноябре 2017 филосов Нерия Путинийте разразилась статьей, в которой заявила, что в центре столицы стоит памятник писателю, не автору «Земли-кормилицы», а коллабрационисту, ярому пособнику оккупантам и сталинскому режиму. Она напомнила, как еще до войны – в конце 30-х молодой литератор зачастил в Москву, где его хорошо принимали. Что вступил в КПСС, что его подпись стоит на декларации т.н. Народного Сейма о вступлении в СССР. А, стало быть, его назначение в 1940 главой оргкомитета Союза писателей Литвы, а после войны – председателем – это решения Москвы. Припомнила она и его «очистительную» активность на этом посту против идеологически негодных коллег.

На этот раз поводом для возбуждения темы стали работы по реконструкции парка, затеянные новой администрацией города во главе с Ремигиюсом Шимашюсом. Оппозция в горсовете создала с одобрения мэра рабочую группу, подклюдчив историков и прочих экспертов, а также обратились в Центр геноцида и сопротивления жителей, который ее поддержал. В своем заключении группа вынесла вердикт – после реконструкции Цвирка из Вильнюса должен исчезнуть. Как вариант, предлагается переместить его в мемориальную усадьбу писателя в Клангяй (Юрбаркский район).

Против выступили литовские писатели. Их позицию, пожалуй, лучше всех мотивировал министр культуры Миндаугас Кветкаускас. По его мнению, сквер необходимо сохранить "как своеобразное пространство того периода" и часть истории города. " Рядом с этим памятником можно установить информационный стенд или как-то иначе рассказать о неоднозначных фактах его биографии. Тогда это пространство может послужить информационным пространством о горьком советском прошлом. Если мы уничтожим это пространство, сотрем знаки советской эпохи, атмосферу того времени, не будем ли через 30 лет жалеть, что из города напрочь стерто советское наследие и нам нечего показать ни молодежи, ни туристам?", –полагает он. Министр напомнил, что памятник включен в список культурных ценностей.

Реакция мэрии на эти страсти следует вялая. Решение рабочей группы не было даже внесено в повестку дня заседания горсовета. Мэр заявил, что есть более важные дела. Тогда консерваторы организовали сбор тысячи подписей под петицией и направили ее в мэрию. Вице-мэр Валдас Бенкунскас сказал на днях, что Комиссия исторической памяти оценит, как выводы центра, так и заявки других организаций, но не будет спешить с выводами. Однако он подтвердил, что решение по вопросу памятника Цвирке и судьбе сквера будет принято в этом году

Страсти вокруг Цвирки – очередной эпизод в борьбе двух позиций. Другим им примером является дискуссия по поводу сноса скульптур эпохи «сталинского барокко» (серпасто-молоткастых рабочих и колхозниц) на Зеленом мосту в центре столицы. Тогда блюстители «очищения от скверны» своего добились: статуи убрали. Причем со стороны властей решение мотивировалось чисто техническими причинами – мол они нуждаются в реставрации. Однако, времени прошло уже более, чем достаточно на любой реставрации, и маловероятно, что их вернут на место. Тем более, что на пустующие постаменты на концах моста уже смонтированы витиеватые металлические финтифлюшки непонятной символики.

Владимир Скрипов