Общественно-политический журнал

 

«Пока российские власти не запретили писать про интернет в интернете»

Российские правители ведут себя как владелец свечного заводика, который лоббирует запрет на использование электричества.

С 1 ноября в России вступил в силу так называемый «закон о суверенном интернете». Не успело пройти и недели, как степень его суверенизации, по крайней мере, на уровне заявлений, стала просто зашкаливать. Все торопятся внести свою лепту в этот процесс, начиная с президента страны Владимира Путина.

Вот прошло заседание Госсовета с участием главы государства, посвященное, вообще-то, русскому языку и мерам его поддержки. Казалось бы, интернет тут практически ни при чем. Однако среди прочих рассуждений Путин нашел возможность вспомнить и про Всемирную паутину. По его мнению, неплохо бы заменить недостаточно достоверную «Википедию» на выверенную лучшими научными и, конечно, бюрократическими умами Большую российскую энциклопедию (БРЭ).

Как — сказано не было, хотя всем очевидно, что единственный реальный способ — это ограничить или вовсе запретить российским пользователям доступ к «Википедии». И неважно, что в БРЭ всего около 80 тысяч статей в среднем по паре абзацев каждая, а в русскоязычной «Википедии» информации в разы больше, причем каждый год в нее добавляется столько же, сколько вся БРЭ.

Глубоко ошибается тот, кто думает, что это внезапное озарение (или затмение) нашло на президента, когда он выдвигал свою инициативу. В реальности этот проект уже заложен в российском бюджете на 2020 год и далее. На три года выделено 1,7 млрд рублей «Научному издательству «Большая российская энциклопедия». С учетом того, что около 300 млн выделялось и в этом году, то общая сумма достигнет 2 млрд рублей.

В межведомственную рабочую группу по созданию «качественной» альтернативы «Википедии» уже входят представители Минкомсвязи, МИД, Минобрнауки, Минкультуры, Академии наук. Можно быть уверенным, найдется там место и для Роскомнадзора. Это, думается, будет ключевое ведомство в проекте, потому что именно на его плечи ляжет контроль над неизбежным запретом на посещение «Википедии» российскими пользователями.

Люди, как известно, ленивы, а информацию они сегодня не считают благом, за которое надо платить. Так что ставить VPN, чтобы прорываться к «Википедии» станут лишь единицы. Большинство же пользователей вряд ли устремятся на сайт Большой российской энциклопедии, а просто будут черпать сведения на разнообразных, совсем уж никем не проверенных сайтах.

Разумеется, если такая возможность вообще останется, потому что «суверенный интернет», который откровенно строят российские власти, не предполагает, похоже, вообще никакой свободы выбора и даже просто поиска информации. Это видно по атаке на «Яндекс», который рискует сменить своих собственников. В рамках так называемого «закона Горелкина», который, если верить слухам, активно продвигает администрация президента, предполагается, что иностранцы смогут владеть только 20% «стратегически важных» российских интернет-компаний. И у «Яндекса» этот лимит превышен.

В том, что такой закон будет принят, сейчас уже никто явно не сомневается. И даже Российский союз промышленников и предпринимателей на днях поддержал эту инициативу, о чем и известил спикера Госдумы Вячеслава Володина. Предприниматели, правда, пытаются спасти «Яндекс», объясняя депутатам, что есть просто акции компаний, а есть акции голосующие. Чтобы ограничения коснулись только голосующих, позволяющих управлять компанией, а не тех, обычных, которые дают только право получать дивиденды.

Но для современных российских депутатов, как кажется, это слишком сложные материи. Перед ними стоит задача построить «суверенную крепость Рунета» — так они понимают желание Кремля. И они будут ее строить, несмотря на все возможные последствия, о которых предупреждает профессиональное сообщество.

И об этом надо говорить — по крайней мере, до тех пор, пока российские власти не запретили писать про интернет в интернете. А то ведь такими темпами, скоро «нежелательным» станет не только чтение «Википедии», но и просто попытка поделиться в Сети своим личным мнением. Причем все для нашего же блага: а вдруг какой-нибудь иностранец прочитает это мнение и использует, негодяй, в своих русофобских целях во вред России и нашему суверенитету?

Иван Преображенский