Общественно-политический журнал

 

Путин и Эрдоган захватили ключи от Ливии

Резкая эскалация и столь же стремительная деэскалация американо-иранского конфликта, гибель украинского «Боинга», сбитого иранской ракетой, создали сильные помехи в международном информационном пространстве. Когда они рассеялись, оказалось, что за эти несколько дней Москва и Анкара практически взяли под контроль так называемое «ливийское урегулирование». Разрешение турецкого парламента на отправку войск в Ливию, а также резкие заявления о присутствии в этой стране сотен российских наемников не помешали президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану договориться с Владимиром Путиным.

Формально российский лидер прилетел в Стамбул торжественно открывать трубопровод «Турецкий поток». Это важный политический проект для России, но Ливия, похоже, оказалась важнее. Переговоры двух лидеров касались и Сирии, где в провинции Идлиб российские и турецкие союзники с оружием в руках противостоят друг другу. Там Москва и Анкара договорились открыть, в очередной раз, гуманитарные коридоры для выхода мирных граждан.

Но их «мирная инициатива» для Ливии оказалась куда масштабнее. В этой стране сейчас две главные враждующие силы. Первая, это Ливийская национальная армия генерала Халифы Хафтара, которая заявляет, что защищает интересы «законного правительства», точнее, парламента, базирующегося в городе Тобрук. Вторая — сформированное при поддержке ООН Правительство национального согласия Фаиза Сараджа, контролирующее столицу страны — Триполи.

Турция никаких солдат в Ливию на помощь правительству в Триполи формально пока не отправляла. Тем не менее, она с легкостью (тем большей, что сейчас в наступление перешел Хафтар) добилась от своих союзников обязательства соблюдать режим прекращения огня с 12 января.

В свою очередь Кремль, хоть и утверждает, что не поддерживает ни одну из сторон ливийского конфликта, сумел принудить к тому же Ливийскую национальную армию. Ее активно и открыто спонсируют Саудовская Аравия, Арабские эмираты и Египет, но, тем не менее, слово Владимира Путина оказалось решающим. Хотя генерал Хафтар, надо сказать, вначале заартачился и попытался ставить правительству в Триполи, а значит и Кремлю свои условия.

Полученный результат Владимир Путин предъявил канцлеру Германии Ангеле Меркель. Она срочно засобиралась в Москву после устранения американцами иранского генерала Сулеймани. Но прилетела, когда острая фаза кризиса была пройдена, и угроза начала полномасштабной войны на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива практически сошла на нет. В итоге главной темой их встречи, по крайней мере, для публики, оказалась все же Ливия.

Германия хочет провести свою конференцию по ливийскому урегулированию. Ходят слухи, что уже 19 января. По крайней мере, именно тогда в Берлин собирается прилететь турецкий президент. В дипломатических кругах ходят слухи, может быть с ним приедет и Владимир Путин. Все зависит от того, насколько эффективно Россия и Турция поделят влияние в Ливии и ее энергоресурсы с Евросоюзом, который, в отличие от Москвы и Анкары, не намерен глубоко влезать в ливийские проблемы, но хочет стабильных поставок оттуда энергоносителей.

Впрочем, публично об этих договоренностях, скорее всего, широкой публике никто не объявит. Показателем будет московская встреча лидеров основных ливийских политических и военных группировок. Если они, под давлением Турции и России, не просто договорятся о временном перемирии, но и будут всерьез его соблюдать, когда вернутся домой, значит, все шансы для берлинской конференции по Ливии есть. И она, возможно, проложит путь к полномасштабному урегулированию, по итогам которого наибольшие бонусы рассчитывают получить те, кто сейчас демонстрирует готовность воевать, пусть и чужими руками. Например, как Эрдоган, за счет сирийских боевиков или как Кремль, под прикрытием наемников, которые, как заявил Путин, если в Ливии и находятся, то не представляют там интересы России.

Иван Преображенский