Общественно-политический журнал

 

Что если сознание не есть нечто присущее только мозгу, а это свойство всей материи?

В своей новой книге «Gallileo’s Error» британский философ Филип Гофф — сторонник теории панпсихизма — размышляет о сознании и пытается сопоставить это понятие со всеми формами материи, вплоть до самых мелких из тех, что нам известны.

Один из самых сложных научных вопросов можно сформулировать так: откуда произошло сознание? Филип Гофф предлагает взглянуть на эту проблему с необычной перспективы. Что если сознание не есть нечто присущее только мозгу, а это свойство всей материи? Философская концепция панпсихизма заявляет, что сознание пронизывает вселенную и является ее фундаментальным свойством.

«Это не значит, что абсолютно все обладает разумом. Но даже самые базовые составляющие реальности — электроны и кварки — обладают собственными формами опыта. А самые сложные виды сознания человека и животных каким-то образом восходят к опыту наиболее базовых отделов мозга», — сказал Гофф в интервью Scientific American.

Следует подчеркнуть, поясняет философ, что под сознанием он понимает не нечто изощренное — способность воспринимать свое бытие или размышлять о существовании — а всего лишь опыт: удовольствие, боль, звуковые или визуальные впечатления и так далее.

«Люди обладают очень богатым и сложным опытом; лошади — в меньшей степени; мыши еще меньше. Продвигаясь ко все более простым формам жизни, мы находим все более простые формы опыта. Вероятно, в конце концов, свет погаснет, и сознание исчезнет. Но как минимум логично предположить также, что этот континуум сознания может никогда не исчезать вплоть до неорганической материи, и у фундаментальных частиц тоже будут почти невероятно простые опыты, отражающие их невероятно простую природу», — заявил Гофф.

В своей книге Гофф поясняет, почему мы до сих пор не смогли раскрыть тайну сознания и даже не приблизились к объяснению того, как сложные электрохимические сигналы породили внутренний субъективный мир цветов, звуков, запахов и вкусов, известный каждому из нас. Многие считают, что следует попросту придерживаться стандартных методов исследования мозга, и рано или поздно тайна будет раскрыта.

Но Гофф думает иначе: проблема сознания возникла из-за того, как в начале научной революции люди придумали науку.

Ключевым моментом стало заявление Галилея о том, что математика — язык новой науки, что новая наука должна обладать вокабуляром, поддающимся количественному счислению. Вместе с этим он понял, что сознание не вписывается в эти рамки и исключил его из сферы научного знания. В этом и коренится причина того, почему для исследования сознания нельзя применять те же научные методы, которыми мы успешно исследуем, например, космос, указывает Гофф.

Панпсихизм утверждает, что физика ничего не говорит нам о том, что такое материя. Она накопила огромное количество знаний о том, как она ведет себя, что она делает. Например, что имеет массу и заряд. Но ничего не рассказывает о ее внутренней природе.

Этот пробел и пытается восполнить панпсихизм. Сознание и есть внутренняя природа материи. И ничего сверхъестественного тут нет. Однако материю можно описать с двух точек зрения. Физика описывает ее снаружи, исследуя ее поведение. А то, что внутри — это формы сознания, которые заслуживают отдельного изучения.