Общественно-политический журнал

 

Выученная беспомощность

Наши доблестные чекисты одержали грандиозную победу. Они разоблачили террористический заговор. Мерзавцы хотели отравить людям праздник чемпионата мира по футболу. Но наши органы защитили наше право на мирную жизнь.

Но почему госпропаганда молчит об этой победе? Где соловьиные трели о героях следственного комитета и чекистах? Где кисель-тв про ужасы, которые планировали и уже почти реализовали наймиты госдепа?

Отчего так тихо в эфире? Неужто самим стыдно?

Разгоны мирных митингов, аресты за лайки, пытки... Зачем?.. А просто идет процесс дрессировки. Цель - создание у населения устойчивых негативно-болевых ассоциаций с любой даже мыслью о протесте.

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
- испытывает поражение, несмотря на все усилия;
- переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
- оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию —
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: "Что воооля, что невоооля — все равно".

Проблема не в том, что собаки не могли перепрыгнуть барьер. Проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся.

Люди с убеждением: "Плохие вещи случаются по моей вине" более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает "Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится", быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Надо ли говорить, что помощь церковных риторов тут очень важна? "Ты, грешник и и лентяй, проспавший всенощное бдение на прошлой неделе, как ты можешь осуждать собачек Сечина и всенощные труды Малюты Скуратова?! Исправь сначала свои грехи, и чистым сердцем ты узришь праведноть нашей правящей светской и церковной элиты!".

Андрей Кураев