Общественно-политический журнал

 

Эскалация произвола

Правозащитное сообщество рассматривает прошедшие 28 мая массовые задержания журналистов как репрессивные меры для ограничения свободы слова и прав прессы.

В четверг 27 мая  на улице Петровка, 38, у здания управления московской полиции, был задержан журналист, муниципальный депутат Илья Азар. Он вышел на одиночный пикет с требованием освободить создателя Телеграм-канала «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова.

Тотчас состоялся суд, который вынес Илье Азару постановление– арест на 15 суток. Его обвинили в нарушении правил проведения уличных акций и нарушении режима самоизоляции.

Рассмотрим обвинения подробней.

Одиночные пикеты не требуют никаких согласований, право на одиночный пикет защищено Конституцией РФ и подзаконными актами Российской Федерации. Значит, арест Ильи Азара за «нарушение правил проведения уличных акций» просто не правомерен.

Следовательно, остается «нарушение режима самоизоляции». (Кстати отметим, что Азар стоял один, в маске и в перчатках, социальную дистанцию соблюдал, не мешал проходу граждан, то есть – ничего не нарушал.)

«Московская правда» не раз писала, что наказания за «нарушение режима самоизоляции» – юридический и смысловой нонсенс, поскольку слово «само» предполагает добровольное ограничение гражданина. Он сам себя обязывает не выходить из дома, в данном случае – в период пандемии коронавируса. И если «нарушил», то нарушил обещание, не сдержал слово, данное самому себе.

Недавно член Совета Федерации Ирина Рукавишникова и депутат Госдумы Михаил Емельянов предложили доработать закон о так называемом режиме самоизоляции: «Вопросы самоизоляции граждан в нашем законодательстве не прописаны… его содержание не определено, поэтому юридически надо закреплять его, расшифровывая, что это такое, и вводить процедуру введения такого режима».

То есть признали, что скороспешно принятый акт как минимум недоработан и, как следствие, нарушает права человека.

Однако правила и ответственность за нарушение не узаконенной самоизоляции введены в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) от 1 апреля 2020 года. И потому, как законопослушные граждане, будем исходить из принципа: пусть правила плохие, но это – правило, и их надо соблюдать, исполнять.

Рассмотрим исполнение этого закона применительно к Илье Азару.

Добавление в КоАП предусматривает: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия… совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания… влекут наложение административного штрафа и административное приостановление деятельности».

Но в этом пункте КоАП нет ни слова об аресте на 15 суток.

Тогда по какому же закону Илью Азара арестовали на 15 суток?

В тот же день 28 мая к зданию ГУВД на Петровку, 38 вышли журналисты с требованием освободить Илью Азара. Полиция задержала сотрудников «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр и Александра Плющева, главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова, главного редактора издания «Такие дела» Анастасию Лотареву, сотрудников телеканала «Дождь» и RT Михаила Фишмана и Илью Васюнина, писателя Алису Ганееву, корреспондента «Новой газеты» Викторию Ивлеву.

«Произошедшее 28 мая 2020 года массовое задержание у здания ГУВД Москвы на Петровке, 38 вышедших на одиночные пикеты журналистов – не просто незаконно, но крайне возмутительно. Мы, нижеподписавшиеся, выражаем протест действиям полиции и требуем освобождения наших коллег», – заявили члены Совета по правам человека при президенте РФ Лев Амбиндер, Александр Верховский, Екатерина Винокурова, Павел Гусев, Наталия Евдокимова, Иван Засурский, Юрий Костанов, Леонид Никитинский, Ева Меркачева, Игорь Пастухов, Владимир Ряховский, Николай Сванидзе, Ольга Сидорович, Владимир Соловьев.

Правозащитное сообщество рассматривает прошедшие 28 мая массовые задержания журналистов как репрессивные меры для ограничения свободы слова  и прав прессы.

 Сергей Баймухаметов

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) потратит еще более 12,3 млн рублей на приобретение электрошокеров-дубинок. Соответствующий тендер «МБХ медиа» обнаружило на портале госзакупок.

Как следует из документов, ведомство планирует закупить тысячу дистанционных электрошокеров «АИР-107У», которые выстреливают токопроводящие гарпуны на расстояние в 4,5 метра.