Общественно-политический журнал

 

Какое будущее теперь ожидает Гонконг, бывшую «жемчужину Востока»?

Принятый китайскими властями закон о национальной безопасности Гонконга все последние недели очень сильно беспокоил его жителей. В личных разговорах и в публичных выступлениях его расценивали как мощный удар по гражданскому обществу, при этом окружающие закон напускная таинственность и неясность лишь усиливали наши страхи.

Ведь никому в Гонконге, вероятно, даже главе нашего правительства Кэрри Лам, до сих пор не знакомо полное содержание этого документа, который должен быть опубликован в ближайшие дни. Парламент Гонконга вообще не имеет никакого отношения к нему. Тем самым власти в Пекине еще раз демонстрируют, у кого в Гонконге на самом деле решающий голос.

До настоящего момента остались без ответа самые важные вопросы. Что именно является преступлениями, на борьбу с которыми нацелен этот закон? Будут ли задним числом наказывать за эти преступления? Где будут проходить судебные процессы - в Гонконге или в материковой части Китае? Каким будет самое серьезное наказание?

Марионетка Пекина

Все гонконгцы теперь должны спросить себя, будут ли они и дальше наслаждаться свободой выражения мнений. Для политических активистов, таких как я, появляются совершенно конкретные вопросы: когда в наши двери постучится новая тайная полиция, размещенная в Гонконге по воле Пекина, и возьмет нас под стражу?

Раньше мы, жители Гонконга, могли исходить из того, что наши власти являются своего рода щитом и посредниками между Гонконгом и пекинским руководством согласно принципу "Одна страна, две системы". И что глава администрации Гонконга Кэрри Лам, хоть и не была избрана прямым голосованием, будет отстаивать, как честный адвокат, наши интересы в Пекине, если там захотят принять решения, которые будут противоречить нашему образу жизни и представлениям. Но этого мифа больше не существует, он растаял в воздухе.

Лам за последние 12 месяцев, в течение которых проходили акции протеста, не приняла никаких серьезных решений. Она - не более чем марионетка Пекина. Члены ее кабинета министров признают, что ничего не могут сказать по поводу нового закона о национальной безопасности. Они не знают ничего, кроме того, что можно почерпнуть из поверхностных статей в газетах. Но при этом призывают нас доверять Пекину, поскольку закон обещает стабильность.

Мир пытаются обмануть 

Представители руководства Гонконга пытаются сделать для нас привлекательным продукт, который им самим не известен. Почему у них возникло ощущение, что закон положительно повлияет на Гонконг? Как они всерьез верят в то, что мы будем слепо голосовать за такой спорный закон? Насколько уже разрушена модель "Одна страна, две системы", если имеющий большое значение гонконгский законопроект, разрабатываемый с 1997 года, должен приниматься в обход местного законодательного органа?

Пекин своими действиями показывает, о чем на самом деле идет речь: Гонконг должен стать одним из многих китайских городов, но при этом сохранив внешнюю обертку. Чтобы обмануть зарубежные страны и позволить им верить, что Гонконг и далее будет оставаться полуавтономной территорией.

И под этой оберткой Пекин будет и дальше получать выгоду от экономических и политических связей Гонконга со всем миром. Для осуществления этой широкомасштабной стратегии Пекин использует внутри Гонконга политику устрашения. Все больше гонконгцев думают о том, чтобы повернуться к государству спиной, другие дистанцируются от политических высказываний, сделанных в прошлом, и изменяют их до неузнаваемости, чтобы на таких людей не могли донести их коллеги или знакомые.

Если в Гонконге больше не будет свободы слова и мнений, то и его идентичность как свободного города перестанет существовать. Какое будущее ожидает "жемчужину Востока", если все его талантливые специалисты уедут туда, где им будет свободнее дышаться, если фирмы перенесут свои офисы в более либеральные места на планете, если молодежь вступит в продолжительную конфронтацию с авторитарным правительством?

Расчет Си Цзиньпина

Сейчас речь не идет о возможных длительных сроках тюремного заключения для политических активистов - таких, как Джошуа Вонг, Джимми Лай или я. Речь идет об угрожающей опасности разрушения всего того, за что до сих пор стоял Гонконг. Рационально рассуждающие наблюдатели из-за границы, видя такое развитие событий, лишь качают головой.

Но с точки зрения Си Цзиньпина, все выглядит по-другому: волнения в Гонконге и давление на Китай могут быть им использованы для укрепления своих позиций как сильного лидера партии. Потребности жителей Гонконга ему безразличны. Но кто знает, возможно, не только Гонконг в итоге будет разрушен вследствие этой агрессивной стратегии.

Натан Лоу

Натан Лоу студенческий лидер, политический активист из Гонконга, один из лидеров студенческой сидячей забастовки с требованием предоставить гражданам Гонконга всеобщее избирательное право во время мирных протестов 2014 года, более известных как «Революция зонтиков». Был в течение короткого времени членом Законодательного совета Гонконга. Натан Лоу, вместе с Джошуа Вонгом и Агнес Чоу, создали в 2016 лево-центристскую партию «Демосисто». Провёл несколько месяцев за решёткой в 2017 за свои действия времён «Революции зонтиков».

Всекитайское собрание народных представителей единогласно приняло закон "О совершенствовании правовой системы и правоприменительного механизма Гонконга". Теперь жителям этой территории грозит пожизненное заключение за преступления, угрожающие национальной безопасности.

Десятки антиправительственных активистов были задержаны в Гонконге на следующий день после того, как местные власти приняли новый закон о национальной безопасности, позволяющий применять китайские национальные законы на территории Гонконга.

Как сообщила местная полиция, первым задержали мужчину, несшего флаг с надписью "Независимость Гонконга". Полицейские выложили в "Твиттере" фотографию этого флага, сообщив, что задержанный нарушил новый закон.

Вскоре после принятия нового закона многие гонконгские политические активисты заявили об окончании своей деятельности из-за риска преследования.

"Учитывая масштабы власти, которую дает этот закон, и его грубые формулировки, город превратится в государство спецслужб", - сказал Джошуа Вонг, один из влиятельных лидеров продемократического движения в Гонконге, чья партия "Демосисто" самораспустилась в день принятия закона о нацбезопасности.

Депутат от Демократической партии Гонконга Тед Хуи отметил, что новый закон отнимает у города его права.

"Наша свобода ушла, наше верховенство права ушло, независимость наших судов ушла", - сказал он.

Новый закон осудили многие западные страны, а также правозащитные организации.

"Китай пообещал жителям Гонконга 50 лет свободы, а дал им только 23", - заявил госсекретарь США Майк Помпео.

"А при чем тут вы?" - ответил на это Чжан Сяомин из Канцелярии КНР по делам Гонконга и Макао.

"Нас, китайцев, никто не запугает, - заявил Сяомин. - Прошли те дни, когда мы слушались указаний от других".

По словам Помпео, "драконовский закон уничтожил автономию Гонконга".