Общественно-политический журнал

 

Как трудовые мигранты и россияне переживают последствия пандемии

Пандемия коронавируса и связанный с ней экономический кризис ударил по мигрантам сильнее, чем по россиянам: 40% приезжих потеряли работу, а в Москве доля тех, кто был официально уволен или вынужден уйти в неоплачиваемый отпуск, выросла до 76%, пишут «Ведомости».

Исследователи Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) опросили около 2 тысяч мигрантов из Киргизии и Узбекистана по всей России и проанализировали, что происходило во время пандемии с гастарбайтерами в России. Главные выводы: трудовым мигрантам в кризис пришлось хуже, чем основной части населения, но опасения роста преступности в связи с потерей мигрантами работы не оправдались.

В период эпидемии потеряли работу чуть меньше половины респондентов-иностранцев (среди россиян — 23%). Если учитывать и тех работников, которые были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск, доля потерявших работу вырастет до 75% (среди граждан России, живущих в той же местности, — 48%). Половина мигрантов в России и 54% в Москве заявили, что «потеряли все источники дохода». Среди россиян доля оказалась вдвое ниже — 27% по России и 30% — в Москве.

У трети мигрантов (38% в Москве и 42% по России в целом) обнаружились сбережения — но этой финансовой подушки не хватило, чтобы пережить трехмесячный карантин. У большинства приезжих деньги кончились и для них встал вопрос о физическом выживании, отмечают авторы исследования.

Когда в конце марта Россия закрыла границы и мигранты потеряли возможность вернуться к себе в страны, возник миф, что это приведет к резкому росту преступности среди гастарбайтеров. Но этого не случилось, говорится в исследовании. По данным МВД России, в апреле число «криминальных деяний, совершенных иностранцами», по сравнению с апрелем 2019 года сократилось на 9,6%, в том числе убийств – на 14,3%, разбоев – на 7,8%, грабежей – на 28,6%, краж – на 5,9%.

Пережить кризис мигрантам помогла солидарность и взаимопомощь по этнической линии. На вопрос, стали ли во время пандемии они относиться внимательнее к потребностям малознакомых людей и выражать желание помочь, мигранты отвечали положительно в 1,5 раз чаще, чем россияне. «На этих данных можно сделать предположение, согласно которому местные жители в ответ на эпидемию в большей степени замкнулись на себе, а мигранты стали пытаться помогать друг другу», — заключил изданию старший научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС Евгений Варшавер.

Вопреки опасениям, мигранты не стали и опасными разносчиками коронавирусной инфекции. Так, ни разу не покидали свое жилье, чтобы встретиться с друзьями, заняться спортом или прогуляться на свежем воздухе, 48% мигрантов. Среди россиян эта доля составила 42%.