Вы здесь
Эксперты заключили, что приемная дочь историка Дмитриева дала показания под давлением
Лингвисты из Института русского языка РАН и доктор психологических наук из МГУ, изучавшие тексты бесед приемной дочери Юрия Дмитриева со следователем и психологом, считают, что девочка дала показания против бывшего опекуна под давлением. Фрагменты экспертных заключений, представленных в суде, цитируются в исследовании «Новой газеты».
«Несовершеннолетний ребенок в диалоге с двумя взрослыми, которые ясно и настойчиво демонстрируют, каких ответов они ожидают, оказывается в ситуации коммуникативного давления. Если ответ не соответствует ожиданиям, следователь задает вопрос снова и снова, в результате девочка выбирает более нейтральный вариант, который не был ее собственным ответом», — считают специалисты. Они также отметили, что в большинстве вопросов следователя и психолога уже содержится информация, необходимая для ответов.
Лингвистическое заключение дали научный руководитель Института русского языка, академик РАН Александр Молдован, научные сотрудники института Ирина Левонтина и Алексей Шмелев, а также член-корреспондент РАН из Института языкознания Анна Дыбо.
В другом заключении доктор психологических наук, профессор МГУ Вероника Нуркова отметила, что, судя по текстам бесед психолога Елены Руденковой с приемной дочерью Дмитриева, она «исходила из презумпции истинности сообщаемой [ребенком] информации», что «представляет собой случай ложно понятой психологом задачи собрать доказательства в пользу имеющейся гипотезы». Нуркова также посчитала, что показания девочки не соответствуют типичным критериям воспоминаний о травмирующем опыте.
Во время следствия приемная дочь Юрия Дмитриева сообщила, что опекун якобы трогал ее половые органы. Сам историк утверждает, что следствие ложно интерпретирует бытовой случай. В восемь лет у его приемной дочери был энурез, и он таким образом несколько раз проверял сухость белья, когда чувствовал запах мочи, после чего вел дочь мыться.
Кроме насильственных действий сексуального характера Дмитриеву инкриминируют хранение оружия, а также две статьи, по которым его уже оправдывали в 2018 году: изготовление порнографии и развратные действия в отношении девочки.
7 июля прокуратура запросила для Дмитриева 15 лет колонии. Приговор будет оглашен 22 июля.
Соратники Дмитриева связывают преследование историка с его правозащитной деятельностью. В девяностых и нулевых годах он в одиночку и с коллегами нашел места массовых расстрелов времен Большого террора: Сандармох (больше семи тысяч человек), Красный бор (1193 расстрелянных), кладбище у 8-го шлюза Беломорканала (точное число захороненных неизвестно, площадь — около 10 гектаров), могилы казненных на Соловках и другие.
Вместо последнего слова Юрий Дмитриев 27 марта 2018 года (на суде по первому делу - ЭР) зачитал суду письмо Наташи, его приемной дочери, написанное ему в СИЗО в феврале 2017 года. Оно свидетельствует, из каких отношений вырвали девочку, арестовав приемного отца. Сейчас Наташа живет за 700 километров от Петрозаводска под присмотром родной бабушки, которая и отдала ее когда-то в детский дом. Общаться с ребенком Дмитриеву запрещено.
По теме: