Общественно-политический журнал

 

Удачное президентство при плохом президенте?

Авраам Кацман: «Ненавидишь Трампа? Понятно. И всё же, лучше голосовать за него»

Только недавно, в пост Йом Кипура, в молитве «Видуй», евреи били себя в грудь, перечисляя все возможные грехи и в них каялись.  Если бы, и вправду,  в них верили, да ещё убедили в них неевреев - нечем было бы отбиться от антисемитов. По счастью, ни евреи, ни антисемиты, а, главное, Б-г, в бесчисленные наши грехи не верят.

Авраам Кацман 11 октября в Jerussalem Post практически повторил эту молитву в перечислении грехов Дональда Трампа, он сказал, что многие из нас (не этот автор и его круг!) его «ненавидят», прежде чем он сформулировал свой «несмотря на…» призыв голосовать за него на выборах.  Трамп – вульгарный, нарциссический, нечестный, неграмотный, фанатичный, неотёсанный, женоненавистник; он – расист, исламофоб и антисемит; обманщик, аферист и неплательщик налогов.  Он всё-таки сговорился с Россией, украл выборы у Хиллари Клинтон, у него нет морального компаса, он поддерживает диктаторов и белых супрематистов (я с трудом выписываю слово). «Я что-нибудь позабыл?» - заканчивает Кацман свой «каталог» иронией, которая всё же оставляет ему поле для отступления. Да, позабыл – Трамп ещё и антикитаец.

А затем Кацман делает в высшей степени странное заявление: как бы ни был Трамп плох как личность, всё равно – голосуйте за него! Ибо вы выбираете не президента, а президентство, а оно было в высшей степени удачно.  Хотите иметь такое ещё 4 года? – Голосуйте за Трампа!

По-моему, вся концепция – чушь.  Никто не отрицает, что Дональд Трамп – не гоголевская «дама, приятная во всех отношениях».  Но эта дама и не претендует на пост американского президента от республиканской партии. Таких дам в изобилии выращивает и вбрасывает в политику партия демократическая.  Но представить себе такое разделение между личностью «порочного»  президента и его удачной политикой и президентством в целом невозможно. Это пакет, и я думаю, что мы, соглашаясь с концепцией, преувеличиваем возможность такого расчленения в личности.  Я начну с внешней политики.

Трамп, как и другие республиканские президенты, обещал перевести американское посольство в Иерусалим и признать неразделимый город столицей Израиля. Другие обещали, но когда доходило до дела, боялись и отступали.  Трамп обещал и сделал -  перевёл уже к середине своего срока. Он признал Голанские высоты частью Израиля и признал исторические права страны на Иудею и Самарию («Западный берег»). Всё – за три с половиной года.

Но когда он обещал, что уже в первый свой срок разрешит израильско-палестинский конфликт, это, казалось бы, могло вызвать только улыбку. После заключения первого договора с арабской страной - Египтом – не было президента, начиная от Картера и кончая Обамой, который  не провалился бы в этом вопросе, -  арабские страны заявляли, что не нормализуют отношения с Израилем, пока тот не решит палестинскую проблему.  Когда такой план объявлен  (28 января) «сделкой века», первоначальное недоверие выглядело обоснованным. План предусматривал нежизнеспособное разделение территорий, отдельные части которых связывались серией навесных дорог и туннелей. Ничего волнующего и интересного, и формулировка Трампа использовала провалившуюся формулу «двух государств для двух народов»:

"Мое видение, - сказал он, - предоставляет беспроигрышную возможность для обеих сторон, реалистичное сосуществование двух государств". На самом деле, нет.

Но когда этот процесс не удался, Трамп перевернул всё с ног на голову – сосредоточился на отношениях Израиля с арабскими странами. В сентябре – «бомба»: установление полных дипломатических отношений между Израилем и Объединёнными арабскими эмиратами (ОАЭ), организованное Трампом; 23 октября – подписание соглашения с Суданом - и это только начало.  Сейчас 56% молодых арабов считают Америку союзником против 35% в 2018 году (Walter Russell Mead, Oct. 19). Другая «бомба» – нормализация отношений между Сербией и Косово.  Как это достигается?  Обещанием массированной американской экономической помощи? Наверно.  Но такое - чисто денежное - решение было доступно десятилетиями. Мы же чувствуем – я могу ошибаться – огромную разницу в духе соглашений, создающих почти европейского стиля отношения доверия. Веря в преобладающую роль личности в истории, я вспоминаю, как почти вековая ненависть между Францией и Германией, начатая неразумной жестокостью Бисмарка (обычно не известного неразумностью) была погашена двумя лидерами высоких моральных качеств, которые доверяли друг другу,  – Де Голлем и Аденауэром. Я думаю, что личная харизма Трампа перевернула историю.

Исламофоб? Антисемит? Вас ещё интересует «каталог» Кацмана?

И ещё: информация с сайта Белого дома (22 октября 2020):

«Террористы проигрывают, мир побеждает

Это было невозможно себе представить пять лет назад, когда американцы в ужасе смотрели на то, как ИГИЛ (ISIS) набирает силу и приобретает территорию на Среднем Востоке, когда радикальные исламские террористы убили 14 американцев на американской земле в Сан Бернардино, Калифорния.

Сегодня халифат ИГИЛа разрушен. Вожди террористов Абу Вакр ал-Багдади и Касем Солеймани мертвы. И вместо того, чтобы посылать американских солдат биться в бесконечных войнах или подкупать спонсоров террористов в Иране, Соединённые Штаты обеспечивают мирные сделки со своими настоящими союзниками по всему Среднему Востоку, включая Израиль.

"Факты говорят за себя, - пишет эксперт по международной политике Гарри Казианис. - Трамп успешно соединил стратегию американской национальной безопасности с нашими национальными интересами".

Президент Трамп - первый американский лидер после Рональда Рейгана, который не начал войну.»

Боязнь арабов доминирования на их землях Турции и Ирана также играет роль в этом процессе.  А что с палестинцами? А ничего. Они в очередной раз проиграли, отказавшись от какой-либо положительной роли, от инициатив. Конечно, план с чересполосицей мостов и туннелей не пойдёт и Израилю придётся пойти на какие-то уступки ради обеспечения им непрерывности территорий.  Аннексия мне по-прежнему представляется плохим решением, но передача палестинских арабских территорий под контроль Иордании и Египта (Газы) – более вероятной. Никто Газу не хочет, но никому она не нужна и в качестве самостоятельного анклава и уж, конечно, части Израиля.  Если совместные усилия арабов, Израиля и лично Трампа приведут к уходу ХАМАСа с арены, то вся обстановка окажется совсем иной.  Если Трамп будет переизбран.

Если Трамп будет переизбран, я не исключаю возможности его положительного вмешательства и в Азербайджано-Армянский конфликт.  Трампа выдвинули на Нобелевскую премию мира. Только не получит он её. Он не смотрится как лауреат. Ясер Арафат смотрелся, а вот он – нет. 

Трамп заключил новые торговые соглашения, в частности с Китаем, которые помешают краже интеллектуальной собственности. Началось строительство стены на границе с Мексикой, чтобы противостоять нелегальной иммиграции и торговле наркотиками.

О внутренней политике, которой и были посвящены все дебаты между президентом и Джо Байденом. До пандемии главными успехами  правительства были рост экономики. К 2019 году четыре миллиона рабочих мест было создано и почти столько же американцев могли отказаться от программы помощи с покупкой еды. Безработица была самой низкой за полстолетия среди всех групп населения, а среди чёрных американцев – самой низкой в истории. Налоговая реформа понизила как индивидуальные налоги, так и налоги на бизнес, часть которого вернулась в страну из других стран. Розничная торговля сильно возросла. Были понижены ставки, которые больницы могут взимать с пенсионеров. Добыча нефти достигла самого высокого уровня в истории, экспорт угля и газа резко увеличен.

И вдруг такая «удача» для Байдена и демократов: как раз на последний год этого президентства пришлась пандемия –  так удобно обвинить в этом лидера страны! То, что десятки тысяч стариков из домов престарелых погибли в городе и штате Нью-Йорк в результате неразумной политики демократических правителей: губернатора Эндрю Куомо и мэра Билла де Блазио,  – значения не имеет, всё - вина Трампа!  Экономика упала, безработица возросла. В дебатах 22 октября Трамп настаивал на более быстром открытии экономики, тогда как Байден говорил о продолжении самоизоляции.

Ну, так хороший президент, но всё-таки плохой человек? Рассмотрим и отринем саму концепцию. Моим первым чтением на это тему, как и первым чтением в Самиздате с полвека назад, была статья Григория Померанца «О нравственном облике исторической личности». В условиях западной демократии часто встречаются хорошие люди, но плохие лидеры – Герберт Гувер, Джимми Картер, но редко бывает наоборот - только не приводите в пример Ричарда Никсона, поднявшего в воздух всё, что может летать, для помощи Израилю в беде.  Потому что западный политик воспитан церковью и синагогой на морали десяти заповедей.  На этом и основана харизма нашего президента, которому, как оказалось, в других странах, даже исламских, доверяют больше, чем дома. Недавние опросы показали, что 63.3% израильтян предпочитают переизбрание Трампа, и из них 48% полагают, что американские евреи (числом в 70-80%!) ошибаются, поддерживая демократов.

Элиэзер М. Рабинович