Общественно-политический журнал

 

Цинизм предъявленных Алексею Навальному обвинений снова возбудил интерес к роли в этом компании «Ив Роше»

Уголовное дело против Алексея Навального и его брата Олега Навального было начато Следственным комитетом России по заявлению генерального директора российского филиала компании "Ив Роше" Бруно Лепру в 2012 году.

В 2014 году Алексей Навальный был приговорен к 3,5 годам лишения свободы условно, а его брат Олег – к такому же сроку в колонии общего режима. В июне 2018 года братья Алексей и Олег Навальный подали в суд на "Ив Роше" во Франции, обвинив косметическую компанию в соучастии в фабрикации дела. Рассмотрение этого иска продолжается.

"Мы хотели бы напомнить, что Yves Rocher – абсолютно аполитичная компания, мы никогда не участвуем ни в какой форме в политических дебатах и поэтому не желаем комментировать ситуацию в России". Заявление французской косметической компании появилось на ее официальном сайте в январе 2021 года, незадолго до того как Симоновский суд Москвы заменил Алексею Навальному условный срок на реальный именно по делу "Ив Роше".

Известный адвокат Вильям Бурдон (на фото), который представляет интересы Олега и Алексея Навальных во французском суде, ответил на вопросы Радио Свобода.

– Господин Бурдон, иск во Франции против "Ив Роше" был подан два с половиной года назад. Почему так долго тянется это дело?

– Я бы не сказал, что эта история длится долго. Может быть, тут нужно объяснить особенности процедуры. Вначале мы подали иск прокурору города Ванн департамента Морбиан (Бретань), поскольку там находится штаб-квартира "Ив Роше". Но прокурор посчитал, что это дело не находится во французской территориальной юрисдикции. Потом после серьезных обсуждений – дискуссия в таких случаях всегда полезна – прокурор признал юридическую компетенцию французского суда. Это происходило в течение нескольких месяцев. Потом появился судья, который вел это дело. Во Франции, как и в других странах, это не решается в течение нескольких минут. После состоялись слушания, были проведены проверки и написаны отчеты, компания "Ив Роше" была заслушана в качестве ассоциированного свидетеля. Этот статус между свидетелем и обвиняемым предполагает, что человека нельзя поместить под судебный надзор, домашний арест с электронным наблюдением или в камеру предварительного заключения. Рассмотрев дело, судья решил, что у него нет достаточных оснований, чтобы осудить "Ив Роше" за клевету. Мы посчитали, что судье не хватило решительности и настойчивости, и опротестовали это решение. В поданном документе мы попросили судью вернуть дело на доследование, рассмотреть его снова и заслушать других свидетелей. Нам в этом отказали, и тогда мы подали апелляцию, которая будет рассмотрена в ближайшие месяцы апелляционным судом Ренна.

Я уверен, что в апелляционном суде города Ренн нас услышат и дело вернут на доследование. Такое дело рассматривается не впервые. Мы считаем, что нам удастся разрушить ложь и недобросовестность, содержащиеся в декларациях "Ив Роше".

– Осложняет ли вашу работу то, что Алексей Навальный находится под арестом?

– Нет, это не сказывается на нашей работе, поскольку у нас есть все необходимое для продолжения расследования. Я встречался с Алексеем осенью 2020 года в Берлине, чтобы уточнить некоторые вопросы. Еще раньше Алексей и Олег Навальные приезжали во Францию, чтобы ответить на вопросы судьи. Алексей отвечал на эти вопросы с такой силой убеждения и с такой искренностью, что магистратский суд был очень впечатлен. Конечно, то, что Алексей Навальный находится под арестом, – это ужасно. Так же как и миллионы людей, я предпочел бы видеть его свободным, рядом со своей семьей, своими близкими, чтобы закончилось его преследование и чтобы у меня был доступ к моему клиенту.

– В 2017 году Европейский суд по правам человека постановил, что дело о мошенничестве против Алексея и Олега Навальных по жалобе компании "Ив Роше" было рассмотрено в России с нарушением права на справедливый суд. Суд пришел к выводу, что приговор был произвольным и необоснованным. Поможет ли решение ЕСПЧ при рассмотрении дела французским судом?

– Конечно, мы передали решение Европейского суда с пояснениями суду во Франции. И мы объяснили, что это решение подтверждает наши аргументы по поводу того, что это дело "Ив Роше" политически мотивировано. Это дополнительный фрагмент пазла, который подтверждает нашу позицию и усиливает нашу аргументацию. Во-первых, мы считаем, что жалоба компании "Ив Роше" сыграла решающую роль в юридической ловушке и искусственной криминализации этого дела: представитель "Ив Роше" очень быстро написал жалобу после того, как к нему пришли из люди Следственного комитета. Во-вторых, "Ив Роше" – одна из крупнейших компаний, присутствующих на российском рынке со времен Ельцина. Они очень хорошо знакомы с российским законодательством, с тем, как работает государство, власть и правосудие в России. Ее руководители не могли не знать и не понимать, что происходит. Они не могли не видеть, что это компромат чистой воды и способ противодействия человеку, который мешает Кремлю: Алексея Навального тогда уже преследовали. "Ив Роше" – это не какая-то маленькая компания. И когда в такой стране, как Россия, ты подаешь жалобу, не имея никаких доказательств, нужно все-таки получше узнать, против кого ты выступаешь. Руководители "Ив Роше" – это не наивные или глупые люди, и поэтому мы определяем то, что они сделали, как ложный донос.

– В России это дело против Алексея и Олега Навальных получило название "дело "Ив Роше". В зарубежных, в том числе и французских, медиа название французской косметической компании в основном опускается. Даже сейчас, когда суд над Навальным и замена условного срока на реальный именно по этому делу стоят в топе новостей. Как вы могли бы объяснить это?

– Все очень просто. Вы как журналист понимаете, что иногда ваши коллеги обращают внимание на какие-то дела больше, а на другие меньше. Когда в 2017 году мы подали иск, была большая статья в Le Monde журналиста Бенуа Виткин, которую другие СМИ потом перепечатывали. Сейчас цинизм предъявленных Алексею Навальному обвинений снова возбудил интерес к этому делу и привлек внимание к обслуживающей роли "Ив Роше". Сегодня компания пытается защитить свою репутацию, отрицая все и изображая возмущение, но в это никто не верит. Без "Ив Роше", без той помощи, которую компания оказала в фабрикации дела против Навального, все было бы гораздо сложнее. Самое ужасное, на мой взгляд, что иск был подан крупной французской компанией, и этот факт придал видимость объективности этому делу. Это шокирует.

– Если апелляционный суд в Ренне примет решение в пользу Олега и Алексея Навальных, какими могут быть последствия для "Ив Роше"?

– Я не собираюсь заниматься пророчествами. Сначала нужно, чтобы судья возобновил расследование. Мы требуем, чтобы "Ив Роше" понесла наказание за клевету. Нужно понимать, что для них них это скорее репутационный риск, чем юридический. Но это также может способствовать разрушению в России искусственно созданного против Навального дела, показать всему миру, до какой степени оно было сфабриковано, и продемонстрировать недобросовестность как со стороны российских государственных органов, так и со стороны "Ив Роше", – считает адвокат Вильям Бурдон.

Елена Поляковская