Общественно-политический журнал

 

Рядом с «дворцом Путина» нашлась «дача Кирилла»

В последнее время к берегу Черного моря приковано слишком много внимания. После расследования о даче Владимира Путина журналисты нашли еще несколько интересных домов первых лиц страны, расположенных неподалеку друг от друга. Мы особенно заинтересовались спрятанным в лесах комплексом Московской патриархии, который волшебным образом превратился в личную дачу патриарха Кирилла. Readovka разобралась, как местные власти допустили, по сути, незаконную стройку возле Дивноморского, и почему пострадали местные экологи.

Среди лесов, массива уникальной пицундской сосны и гор, затерялся домик. Его владелец известен давно — патриарх Кирилл. В действительности «домиком» владения назвать сложно, ведь они поражают своим масштабом, дороговизной и приватностью. Правда официально резиденцию называют «духовным центром», в котором могут гостить журналисты и другие приглашенные персоны. Но в действительности духовного в нем практически ничего и нет: здание превратилось в личную дачу патриарха за 22 миллиарда рублей, куда он приезжает отдыхать несколько раз в год.

Начало строительства «домика» обсуждалось еще в 2004 году. Тогда же был заключен договор с генподрядчиком компанией «Стройинжиниринг СУ-848». В это же время к местным приехали и представители патриарха Алексия, заявив, что он планирует построить небольшую дачу для себя. Обсуждались размеры в пределах 1,8 га. Более того, обозначили и условия строительства, согласно которым нельзя было перегораживать дорогу вдоль берега и трогать земли, где растет лечебная сосна. В РПЦ заверили, что туристические места останутся целы.

Буквально через 5 лет, когда на смену Алексию пришел патриарх Кирилл, с лакомым местом для дачи начали происходить метаморфозы. Теперь там планировали построить якобы «Духовный центр» Московской патриархии. Здесь должны были проходить встречи с главами других православных церквей. Даже местная провластная газета заявляла о торжественном открытии центра самим Патриархом. Мол, это никакая не дача, а действующий центр, который вмещает в себя административные и протокольные здания.

Выбранное место оказалось неудобным для местных. Но для самого патриарха же было удачно иметь в соседях Олега Дерипаску, Геннадия Тимченко и даже самого Аркадия Ротенберга. Ближайшим соседом был и Владимир Путин. Между дачами патриарха Кирилла и президента даже есть тропа, которую местные называют «дорога смерти». И действительно — умереть, пропасть или сесть в тюрьму, находясь в окрестностях дворца патриарха, очень легко. Сами территории охраняют сотрудники ФСО и не подпускают никого и близко к имуществу святейшества. Из-за этого местным приходится обходить дворец по оживленной дороге — так, в 2013 году погиб под колесами машины студент 5 курса Виталий.

Вместо обещанного «спокойствия» пришедший на смену патриарх Кирилл начал постепенно расширять границы в 10 раз — до 21 га. Причем в них стали входить и запретные земли лесфонда, туристическая тропа и часть местного кладбища.

«Дворец патриарха Кирилла и дворец Путина это две неотделимые друг от друга вещи. Все уникальные деревья, находящиеся между этими домами, сейчас нарезаются. Это история не только про их дворцы, а еще и про коррумпированность власти. Просто все феноменальное природное достояние страны присвоено группой первых лиц страны», — рассказывает эколог Сергей Менжерицкий

Несмотря на известность негласного владельца будущего дома, заказчиком проекта выступала администрация президента. Поэтому и новый генподрядчик был выбран из числа дружественных и «проверенных» компаний. Согласно документам, ищеющимся в распоряжении редакции, назначили «Путеви». К работе приступили практически сразу.

Внешне дом патриарха напоминает храм. Снаружи висят иконы, а некоторые части крыши выглядят как церковные купола. И несмотря на все проповеди патриарха о вреде богатства, сам он не гнушается лишний раз окружить себя роскошью. Например, среди купленных гектаров есть также виноградники, которые наглым образом «отжали» у местной семьи.

Самым дорогим, согласно плану территории, имеющемуся в распоряжении Readovka, оказался «Дом патриархии». Он обошелся почти в 402 млн рублей. Следом, по цене, шел «Служебный дом», предназначенный для персонала и гостей. В него вложили почти 80 млн рублей. В круглую сумму вылетела установка ограждений она обошлась патриарху в «копеечные» 50 млн рублей. Дренажная система для участка стоила в разы меньше — 9 млн рублей.

Противиться постройке роскошного особняка патриарха Кирилла местные начали в 2009 году. Тогда же, по просьбе жителей, подключилось и руководство Геленджикского правозащитного центра. Несколько лет Владимир Иванов, Зуфар Ачилов, Гагик Аванесян и Валерий Семергей пытались бороться с застройкой на Черноморском побережье, пока в 2012 году на них не завели уголовные дела. Местные власти обвинили правозащитников в мошенничестве и приговорили их к лишению свободы на сроки от 9 до 13 лет.

Среди таких активных экологов был Сергей Менжерицкий. Он боролся за то, чтобы вновь открыли историческую туристическую джанхотскую тропу*, которую перегородил трехметровый патриарший забор. Вопрос о неприкосновенности дороги поднимался еще в 2004 году, но тогда местных заверили, что не тронут ее.

*Джанхотская дорога была проложена 120 лет назад местным казачьи политиком Федором Щербиной. С ее помощью горожане добирались от Дивноморского до старого кладбища, наслаждаясь видами черноморского побережья. Но ее перекрыли в начале 2000-х.

Именно Менжерицкий ответил на запрос местных о восстановлении справедливости. Эколог сначала подал заявления в Роспотребнадзор, чтобы установить факт незаконного перекрытия дороги, на что из ведомства пришел ответ: «Да, перекрыто». Правда, прокуратура рвение коллег не оценила и постановила, что там «имеется ограждение из легкосъемных конструкций с постоянно открытой калиткой с целью свободного доступа граждан к водному объекту».

«Нарушения установили, но ничего не предприняли. Я направил запрос в прокуратуру, на что ведомство ответило, что там стоит легкосъемный забор. Я пошел с этой бумагой к дому патриарха, но меня остановила охрана и сообщила, что на этой территории действует благословение патриарха, а не постановление прокуратуры», отмечает эколог Сергей Менжерицкий.

Более того, однажды эколог пытался организовать поход для местных по историческим туристическим маршрутам. Его начали запугивать сотрудники полиции и угрожать тюрьмой. В итоге мероприятие состоялось, только в компании охраны, которая шла за спиной и ссылалась на то, что у него нет благословения от Кирилла.

До строительства дачи патриарха вдоль живописного берега проходила дорога, которую «благополучно» перекрыли. Совместно с экологами, местные писали в Росприроднадзор, чтобы спокойно передвигаться по береговой полосе (согласно Водному кодексу, это 20 метров). В ведомстве заявили, что береговая полоса в данном случае это склон обрывистой скалы. Когда Менжерицкий спросил, как же по ней ходить, ему посоветовали воспользоваться альпинистским снаряжением.

Такого же благословения не получили и посетители местного кладбища. Его патриарх также перегородил и вынудил местных ходить в обход по шоссе. Некоторые и вовсе жаловались на то, что им запрещено проводить громкие похороны во время приезда Гундяева.

Другим повезло еще меньше. По несчастливой случайности, рядом с дачей патриарха Кирилла находится санаторий «Голубая даль». Его используют для детей-инвалидов с ДЦП. Места там благодатные. Например, на Черноморском побережье находится бор пицундской сосны. Всего в мире таких деревьев около 1200 га, причем 1000 из них находятся в России. Под боком находится море, поэтому в те места часто привозят детишек для оздоровления. Но с приездом Кирилла все меняется — сосну начинают вырубать, а часть санатория, выходящую окнами на его дачу, закрывают и расселяют.

«Когда патриарх Кирилл приезжал туда, это создавало гигантские проблемы для местных жителей и отдыхающих в санатории «Голубая даль». Был также приказ выселять все номера, которые выходят окнами на резиденцию патриарха. Также обходили все кафе на набережной, чтобы там выключали музыку», — возмущается Сергей Менжерицкий.

74-летний Патриарх Кирилл (он же Владимир Гундяев) всегда любил жить роскошной и красивой жизнью. Только вот признавать этого никогда не хотел. Например, не так давно он заявил, что все новости о его богатстве, публикуемые в СМИ — ложь.

«Когда вы читаете самые ужасные вещи о патриархе, об архиереях, о священниках, помните, что там даже капли правды обычно не бывает, но все это направлено на то, чтобы тех, кто правду божию провозглашает, скомпрометировать так, чтобы народ перестал их слушать и доверять», — недовольно отвечает Кирилл.

Согласно неофициальным данным, имущество «золотого» патриарха превысило почти 740 млн рублей. В список его активов входят не только дорогие авто, подарки от богатых посетителей, но и разной красоты и дороговизны дома. Например, патриарх владеет пятикомнатной квартирой на улице Серафимовича прямо в самом центре Москвы. Примечательно, что дом находится прямо на набережной возле Храма Христа спасителя. Видимо, таким образом наш патриарх экономит время, которое тратит, добираясь на работу. Только вот с самой ценой квартиры не удалось сохранить деньги — ее оценочная стоимость равна 90 млн рублей. Эта квартира, согласно документам, принадлежит самому патриарху. Все остальное — собственность РПЦ.
Еще Патриарх Кирилл имеет несколько домов на набережной, Рублевке, в Троице-Лыково и даже в центре паломничества Соловках. Более того, он успел приобрести покои в Троице-Сергиевой лавре и резиденцию в Даниловом монастыре и Валааме.

Автопарк у патриарха также внушительный. Он не только не ограничивает себя одной машиной, скупая разные элитные внедорожники, но и делает это с особым размахом. Например, ему принадлежит Mercedes-Benz S-Class Pullman стоимостью более 500 тысяч долларов. Также в его автопарке есть более скромный Toyota Land Cruiser (стоимость более 4 млн рублей) и кадиллак Escalade в такой же ценовой категории. Патриарх также владеет лимузином и советской машиной «Победа» стоимостью почти 2 млн рублей.