Вы здесь
Как Кремль трактует историю расширения НАТО и доносит ее до российского общества
После окончания холодной войны к НАТО присоединились 13 европейских стран. Эту ситуацию Кремль уже много лет продолжает интерпретировать как предательство Запада, который незадолго до распада Советского Союза якобы пообещал, что этого не произойдет. Тем не менее, Михаил Горбачев уже однажды заявлял, что вопрос о расширении НАТО в конце 1990-х не обсуждался, речь шла лишь об объединении Германии. Это, тем не менее, не остановило поток утверждений о том, что Организация Североатлантического договора не должна была расширяться за счет территорий стран бывшего Варшавского договора и бывших советских республик. Какие же действительно были даны гарантии в 1990-х годах?
Мифы тридцатилетней давности
Чтобы снова разобраться в том, почему Россия продолжает говорить о существовании заверений касательно нерасширения НАТО, лондонский аналитический центр Чатем-Хаус 13 мая опубликовал статью, призванную сгладить недовольство, которое довольно часто высказывает в том числе президент России Владимир Путин. В публикации говорится, что ее цель – развеять множество "мифов и заблуждений" (в тексте их приводится 16), которые сформировали западное мышление и помешали ему отыскать "более рациональные и эффективные ответы на действия России".
В третьем пункте публикации приводятся такие слова научного сотрудника программы Чатем-Хаус "Россия и Евразия" Джона Лоха, который был первым представителем Североатлантического альянса в Москве в середине 1990-х, а затем работал в российской компании ТНК-ВР: "Вопреки нарративам о предательстве, культивируемым сегодня Россией, СССР никогда не предлагали формальных гарантий в отношении границ НАТО после 1990 года. Москва просто искажает историю, чтобы сохранить антизападный консенсус внутри страны… Роспуск Варшавского договора и распад СССР изменили ситуацию с безопасностью в Европе. Новые лидеры России не ставили под сомнение принцип, согласно которому страны Европы могут самостоятельно принимать меры по обеспечению безопасности".
Эти слова критически оценивает Николай Соков, бывший дипломат, с 1987 по 1992 год сотрудник советского, а затем российского Министерства иностранных дел: "Публикация в Чатем-Хаус очень плохая – звучит так, будто она была создана идеологическим отделом Центрального комитета Коммунистической партии СССР. Зачем доводить до крайности, эта проблема могла бы оставаться небольшой коллизией в истории, не требующей решения, – считает он. – Статья в большей степени касается способа расширения НАТО и аргументов, используемых в поддержку этого расширения".
"Мы продолжаем это обсуждать, потому что сторонники расширения уверены, что они действовали достойно и помогли добиться свободы миллионам людей, которые находились под советским господством, – говорит Джеймс Голдгейер, работавший в Совете национальной безопасности США во время президентства Билла Клинтона в 1990-х годах. – Российский нарратив сосредоточен вокруг того, что Запад обманывал Россию и действовал так, чтобы оставить ее вне [объединенной] Европы после холодной войны. Эти позиции крайне трудно примирить, эмоции зашкаливают, но учитывать нужно и то, что 30 лет назад были надежды, что Россия станет частью Европы. Эти надежды не оправдались. Поэтому есть те, кто хочет обвинить Запад, а есть те, кто хочет обвинить Россию".
Слова и договоры
Многие специалисты, изучающие холодную войну, отмечают, что начало истории, связанной с расширением НАТО после распада СССР, относится к февралю 1990 года, когда Госсекретарь США Джеймс Бейкер посетил Москву и встретился с советским лидером Михаилом Горбачевым.
Берлинская стена разрушилась за три месяца до этого, и западные лидеры активно обсуждали, можно ли будет воссоединиться разделенной Германии - ФРГ и ГДР? Это вызывало у Москвы опасения. Тогда размышляли о том, будут ли силы НАТО в конечном итоге размещены в Восточной Германии, если объединение состоится. И это последнее тоже Москву волновало.
Согласно стенограммам, опубликованным много лет спустя Соединенными Штатами и Россией, Бейкер выступил с аргументом о том, что лучше иметь единую Германию в политической и военной структуре НАТО, чем за ее пределами. "Ни Бейкер, ни Горбачев ни разу не поднимали вопрос о возможном распространении членства в НАТО на другие страны Варшавского договора за пределами Германии", – говорит Марк Крамер, директор программы исследований холодной войны Центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса Гарвардского университета, который анализировал рассекреченные стенограммы и другие материалы, касающееся этого периода. "Обоим политикам никогда бы не пришло в голову обсуждать вопрос, который не был на повестке дня ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в какой-либо другой столице Варшавского договора или НАТО", – писал Крамер в одной из своих статей.
Горбачев встретился с канцлером Западной Германии Гельмутом Колем через день после встречи с Бейкером. Согласно исследованиям Крамера, тема объединения Германии была более заметной в повестке дня, чем это было во время общения с Бейкером. "Горбачев не добивался каких-либо заверений по поводу [расширения НАТО] и уж точно никаких заверений не получал", – написал Крамер.
По словам Стивена Пайфера, бывшего посла США, который в то время работал в Госдепартаменте, Соединенные Штаты, Франция и Великобритания, а также Германия согласились не размещать на территории ГДР любые другие, кроме немецких, силы НАТО.
В 1999 году, спустя много лет после воссоединения Германии и вывода советских войск из Восточной Европы, НАТО приняла в свой состав три бывших государства Варшавского договора: Польшу, Чехию и Венгрию. А затем в интервью немецкой газете Bild Михаил Горбачев пожаловался, что Запад обманул Москву. По его словам, обещания того, что Запад не будет двигаться на восток, были все же даны. Тем не менее, после интервью Горбачев делал и другие заявления. Например, о том, что ни в 1989 году, ни в 1990-м тема расширения НАТО при переговорах вообще не поднималась. В интервью Российской газете в 2014 году есть такие слова: "Вопрос о "расширении НАТО" в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители". По словам Горбачева, обещание о том, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО, Западом было выполнено и соблюдается до сих пор, так как был подписан соответствующий договор: "Решение США и их союзников о расширении НАТО на восток окончательно сформировалось в 1993 году. Я с самого начала назвал это большой ошибкой. Безусловно, это было нарушением духа тех заявлений и заверений, которые нам давались в 1990 году. Что же касается Германии, они были закреплены юридически, и они соблюдаются".
Радио Свобода попыталось снова спросить Михаила Горбачева о том, какая же из его позиций точнее определяет произошедшее, однако пресс-служба российского политика оставила запрос без ответа.
Ельцин соглашался с происходящим
Первый президент России Борис Ельцин был встревожен расширением НАТО, но не выступал против этого процесса, о чем свидетельствуют рассекреченные документы.
"Конечно, мы понимаем, что любая возможная интеграция стран Восточной Европы в НАТО автоматически не приведет к тому, что Североатлантический альянс каким-то образом будет выступать против России. Но важно принять во внимание то, как наше общество будет воспринимать этот шаг", – писал Борис Ельцин в сентябре 1993 года президенту США Биллу Клинтону. В этом письме Ельцин также интерпретировал подписанное касательно объединения Германии соглашение как гарантии, которые советским чиновникам дали во время переговоров, связанных с воссоединением ФРГ и ГДР. В письме Ельцин написал, что "дух соглашения о финальном решении… исключает возможность расширения зоны НАТО на восток".
Через четыре года после этого, в стремлении сгладить беспокойство Москвы, НАТО и Россия подписали "Основополагающий акт Россия-НАТО", в котором говорится, что члены Североатлантического альянса и Москва не воспринимают друг друга как врагов. В 2002 году стороны договорились создать совместный консультативный совет с целью разрешения возможных споров. Но в Москве посчитали этот совет неэффективным.
Затем, через два года, Североатлантический альянс решился на самое большое расширение в своей истории, приняв в свой состав семь стран Восточной Европы, включая Эстонию, Латвию и Литву, которые ранее были республиками Советского Союза. Конечно, это не означало, что войска НАТО впервые подошли к границам России или Советского Союза, потому что в альянс ранее входили такие страны, как Дания или Норвегия, однако стоит отметить, что после этого расширения альянс получил возможность развернуть свои силы в 625 километрах от Москвы.
В 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности Владимир Путин жестко раскритиковал НАТО и США, обвинив в двуличии и в том, что они угрожают России. Путин тогда снова упомянул гарантии, якобы данные после роспуска Организации Варшавского договора. Эти его слова многих удивили, потому что все переговоры велись еще до того, как ОВД перестала существовать. Тем не менее Путин назвал произошедшее провокацией, которая подрывает взаимное доверие.
Через год после этой речи, на апрельском саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году альянс отказался давать Грузии и Украине дорожную карту членства, но пообещал, что в будущем обе страны все же смогут присоединиться к союзникам. Через четыре месяца после этого Россия вторглась в Грузию. Президентом страны в то время был Михаил Саакашвили, сторонник вступления Грузии в НАТО.
В 2014 году Россия оккупировала украинский Крым и развязала продолжающуюся до сих пор войну на востоке Украины. НАТО после этого приостановила обычные до этого консультации с Москвой. После того как российский парламент поддержал использование российских войск на территории соседнего государства, что закончилось аннексией Крыма, Путин сделал заявление о том, что расширение НАТО унизило Россию.
Дальнейшая жизнь мифа
Среди тех, кто подтверждал слова Москвы о том, что Горбачеву якобы действительно обещали, что в случае объединения Германии НАТО не будет продвигаться дальше на восток, был последний посол США в СССР Джек Мэтлок. Он говорил об этом как во время интервью, так и во время слушаний в Конгрессе.
В то же время в прошлом дипломат и заместитель министра иностранных дел Германии Вольфганг Ишингер подчеркивал, что в соглашениях об объединении Германии, включая договор, известный как "2+4", от 1990 года, который и положил начало объединению, о расширении НАТО нет ни слова. В интервью Радио Свобода Ишингер еще раз подтвердил свои слова и сказал, что "Россия хочет, чтобы ее воспринимали как жертву", используя нарратив об обмене обязательств о нерасширении НАТО на согласие по Германии.
"Какие бы обещания относительно НАТО ни обсуждались в 1990 году, однозначным фактом является то, что Россия согласилась на расширение альянса, с подробными условиями, в письменном виде, когда был согласован "Основополагающий акт Россия-НАТО", – написал Ишингер в ответ на просьбу Радио Свобода о комментарии. – Поэтому более поздние российские утверждения о том, что в 1990 году были даны другие обещания, просто не имеют отношения к делу. На самом деле это пропаганда, и это нечестно!"
По мнению Николая Сокова, который сейчас работает в Венском центре разоружения и ядерного нераспространения, НАТО могла бы минимизировать недоразумения, если бы процесс расширения был соответствующим образом организован.
Упущенный шанс?
Первое расширение НАТО на восток состоялось в 1999 году – тогда, когда силы альянса участвовали в югославском конфликте, чтобы остановить наступление сербских войск в Косово. Россия была в ярости от этих действий, а премьер-министр страны Евгений Примаков тогда в знак протеста развернул свой самолет, летевший над Атлантическим океаном. Вторжение в Ирак в 2003 году тоже стало событием, увеличившим тревогу в Москве. По мнению Сокова, игнорировать это было ошибкой, однако, признает он, "Основополагающий акт Россия-НАТО" от 1997 года и создание совета НАТО-Россия в 2002-м были правильными шагами. При этом, по мнению бывшего дипломата, эти соглашения так и "не заработали". Соков считает, что альянс принимал касавшиеся региональной безопасности решения так, что НАТО принимала решение и потом пыталась убедить Россию, что оно неплохое и должно быть принято, – не обговаривая такое решение заранее.
Но не все в этом убеждены. Эксперты Чатем-Хаус видят проблему в том, как Кремль трактует историю расширения НАТО и доносит ее до российского общества. "Утверждение о том, что НАТО якобы нарушила обещание не принимать новых членов в Восточной Европе, – ядро российских представлений о враждебном Западе", – говорит эксперт лондонского аналитического центра Кир Джилс. Кажется, это отношение не изменится в ближайшем будущем. В одной из своих статей бывший посол США в Украине Стивен Пайфер предсказал, что история о якобы невыполненных обещаниях надолго закрепится в антинатовской позиции Путина. "Это потому, что она очень хорошо вырисовывается на холсте, на котором российские лидеры пытаются изобразить оскорбленную Россию, которую все вокруг использовали, а теперь еще и изолировали. И виноваты в этом якобы не ее собственные действия, а махинации зловещего Запада", – считает Пайфер.