Общественно-политический журнал

 

Виктор Шендерович: «Никто с той стороны даже не собирается опровергать»

Сегодня мой друг в фейсбуке интеллигентный человек - в ужасе от расследования по Быкову пишет: «Ещё немного и я поверю, я полностью обрушен этим сообщением, ещё немного и я поверю во взрывы домов». Пишет он.

Я знал, что Диму пытались отравить. Тут другая интересная история. Никто с той стороны не собирается опровергать. Когда такого рода обвинения не вообще, а поимённые конкретные чудовищные просто игнорируются – это только означает, что нечего сказать. Нечего ответить. Это явка с повинной. Как и в случае с Навальным. Это явка с повинной. Публичная явка с повинной.

Я думаю, что же мешает нам поверить, какое знание о работе ВЧК, МГБ, КГБ, ФСБ, что нам мешает поверить во взрывы домов. Нам мешает поверить ужас от того, что мы останемся наедине с этим твёрдым знанием. Что они это делали. Потому что пока этого знания нет, можно сказать: «ну нет, ну кому нужно было, что вы, кому нужно было взрывать». «Ну кому нужен (поэт) Быков, что вы». Можно как-то от себя это отпихивать. И оставаться в каком-то ладу с собой.

…Под судом Любовь Соболь, которая пришла к убийце (а убийца не под судом). И не счёл нужным объясниться. И его начальство не сочло нужным объясниться. Конечно, государственные убийцы были и при Сталине, и при Андропове и при ком угодно. Но такого, чтобы все знали, чтобы это было опубликовано, чтобы это было известно, чтобы миллионы людей, десятки моллионов людей об этом знали и это повисало как бы в воздухе. Ну что, живём при убийцах.

Бывшая российская цивилизация деградирует совершенно очевидно...

Они выталкивают в нелегитимное поле. Радикализируют. Они только этим и занимаются. Они создают, экстраполируя на 19-й век, который мы по истории проходили и поскольку этот сюжет прошел, его легче разбирать. Мы уже знаем ответы в конце задачника. Когда народников выталкивают в народовольцы. Ты хотел образование нести, ты хотел реформ, прогресса? Тебя капитану уряднику сдали, тебя выпороли. Тебя в Сибирь. Следующее поколение говорит: ага. И начинает взрывать к едрене фене.

Но власть какие выводы из этого делает?

Власть тупая. Они необразованные, поэтому для них конец этого задачника, то, что для меня ясно, потому что я знаю ответ. Они не смотрели в эту книжку.

Вы имеете в виду 17-й год?

Я имею в виду учебник истории. Наш 17-й год, 93-й и французский 1700, какой угодно. Или 89-й французский. Они не смотрели в этот задачник. Они не смотрели в этот задачник, а мы уже знаем ответ задачника.

…Невозможно было 20 лет назад при каком ни есть позднем Ельцине, в какие ни есть «лихие» 90-е, рассуждать о государственом терроре…

Виктор Шендерович