Общественно-политический журнал

 

Минск приостановил участие в «Восточном партнерстве», формализовав этим то, что и так уже существует

Беларусь решила приостановить своё участие в инициативе Европейского союза "Восточное партнёрство". МИД Беларуси заявил, что в государство не может выполнять свои обязательства по соглашению об участии в Партнёрстве в условиях действия новых санкций ЕС.

Режим Александра Лукашенко отозвал своего представителя в ЕС и предложил представителю ЕС покинуть Беларусь.

Беларусь запретила деятелям ЕС, которые выступали за введение ограничительных мер в отношении Минска, въезжать на территорию Беларуси.

С 24 июня против режима Лукашенко действуют новые санкции ЕС. В частности, запрещено ввозить из Беларуси нефтепродукты и калийные удобрения. В Брюсселе решили запретить физическим и юридическим юридическим лицам из ЕС продавать, поставлять или передавать продукцию, предназначенную для производства сигарет и других табачных изделий.

ЕС также ввёл ограничения на доступ белорусских клиентов к европейским рынкам капитала и страхования.

Совет ЕС заявил, что Евросоюз ввел новые санкции в ответ на рост серьёзных нарушений прав человека в Беларуси.

Лукашенко разозлили санкции ЕС

Самопровозглашенный президент подчеркнул, что никакого проседания на белорусских предприятиях в результате санкции не должно быть.

"Мы этим мерзавцам по ту сторону границы должны показать, что их санкции – это их бессилие. И мы это сделаем"
– отметил он.

Кроме того, Лукашенко допустил введение в стране военного положения. Это, по его мнению, поможет избежать спада экономики из-за новых ограничений.

"Еще один шаг назад"

Председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что своим решением Минск сделал еще один шаг назад и посоветовал режиму Лукашенко поставить на первое место будущее Беларуси.

"Это приведет к дальнейшему росту напряженности и окажет негативное воздействие на белорусский народ за счет лишения его возможностей, которые дает наше сотрудничество", - написал он у себя в "Твиттере".

"Народу Беларуси: вы можете рассчитывать на ЕС. Мы солидарны с вами и поддерживаем вас. Мы напоминаем о вашем праве выбирать себе президента путем новых, свободных и честных выборов", - отметил Мишель.

Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила о намерении продолжать участвовать в "Восточном партнерстве", а идею выхода из инициативы назвала "демонстрацией никуда не ушедшей неуверенности режима".

"Мы - моя команда и все демократические силы - продолжим работать с нашими европейскими партнерами и сделаем всё, чтобы в проектах "Восточного партнерства", включая саммит в этом году, нашу родину представляли те, кто действительно имеет право говорить от имени народа", - говорится в телеграм-канале Тихановской.

Что такое "Восточное партнерство"

"Восточное партнерство" - это инициатива ЕС, направленная на укрепление отношений с шестью восточными соседями ЕС: Украиной, Грузией, Молдовой, Азербайджаном, Арменией и Беларусью.

"В рамках этой инициативы Беларусь наряду с другими пятью странами участвовала в разных многосторонних проектах Евросоюза, получала небольшую помощь и могла участвовать в саммитах с главами МИД ЕС. Лукашенко не пользовался этими приглашениями, но Владимир Макей ездил регулярно", - рассказал белорусский политолог, основатель аналитического агентства Sense Analytics Артем Шрайбман.

Проекты в рамках "Восточного партнерства" включали приграничное сотрудничество, ремонт и обновление приграничной инфраструктуры, зеленые технологии, малый бизнес, образовательные проекты, включая программу по обмену студентами "Эразмус".

Участие Беларуси в "Восточном партнерстве" прекратилось бы само по себе - по политической линии все было заморожено и без выхода Беларуси, а высших государственных чиновников (после инцидента с самолетом Ryanair и подавлением мирных протестов) в Евросоюз никто бы и так не пригласил.

"По сути Минск этим шагом формализовал то, что и так уже существует в этих отношениях", - говорит Артем Шрайбман.

"Те проекты, которые зависели от сотрудничества ЕС с белорусскими государственными структурами, уже и так приостановлены, поэтому я не думаю, что эффект будет значительным, особенно на фоне происходящего в Беларуси", - добавляет политолог.