Общественно-политический журнал

 

«Если лет пять назад это могло завершиться демократической сменой власти, то каждый год закручивания гаек ведет к перевороту с кровью и висящими на фонарях чиновниками»

Бизнесмен и общественный деятель Михаил Ходорковский пообщался с журналистами «Эха Москвы» и поделился своим видением на происходящие в России события. Высказался о зачистке политического поля, судьбе собственных медиапроектов, международных отношениях и о том, к чему приведет «закручивание гаек». 

По мнению Михаила Ходорковского, тот факт, что его образовательные проекты в РФ были признаны нежелательными, укладывается в логику властей, устроивших зачистку перед грядущими выборами в Госдуму. «Сейчас же видите, что происходит? В Кремле, по-моему, народ сошел с ума. Я понимаю, почему: „Единая Россия“ резко теряет свою популярность, плюс ковидные „приколы“ эти все: с одной стороны, победили болезнь, с другой — смертность выше, чем была за все время эпидемии. То нет прививок, то все обязаны их поставить. А выборы-то приближаются. Дума, которая будет избрана, должна будет обеспечить транзит власти от Путина Путину. В Кремле решили зачищать все. Потому что понимают — если перебдят, то им за это ничего не будет. А если недобдят — лишатся работы», — говорит Ходорковский. 

По его словам, по образовательным программам Ходорковского тысячам студентов выплачивались стипендии, чтобы они учились в ведущих западных вузах.

Напомним, на этой неделе стало известно о признании нежелательными в России четырех организаций: Future of Russia Foundation («Фонд Будущее России»), Khodorkovsky Foundation («Фонд Ходорковского»), Oxford Russia Fund («Оксфордский российский фонд»), European Choice («Европейский выбор»).

О «белорусском сценарии»

По мнению Ходорковского, власти боятся белорусского сценария, хотя и могут «задавить его Росгвардией». «Я считаю, что мирный-мирный протест к победе над диктатором не приводит. Мы знаем про „цветные революции“. Они все только выглядели мирными. На самом деле это баланс сил. Власть приходила к выводу, что меньшая опасность — передача власти. 

Если кто-то думает, что можно поскандировать „Мы здесь власть“ и какие-то люди, награбившие сотни миллиардов… что они как-то все отдадут, я к этому отношусь с юмором», — говорит Ходорковский. 

Но закручивание гаек, по мнению, Ходорковского, действует на людей «радикализующе». «Люди понимают, что им предстоит либо сдаться, либо драться. Мы помним переломный момент, когда Лукашенко сказал: нас 200 человек, а вас — тысячи. Но у нас автоматы. Штурмуйте. Лукашенко хорошо знает белорусский народ. Но русский народ — другой. Он под пулями чувствовал себя… обычно», — говорит бизнесмен. 

Об отношениях России с Украиной и Белоруссией 

По словам Ходорковского, он общался с лидерами белорусского протеста. Изначально они говорили, что «если Путин уберет Лукашенко и Белоруссия зайдет под Путина» — это приемлемый для них сценарий. Но на протяжении последнего года российский президент подталкивал своей поддержкой Лукашенко к жестким шагам, поэтому Путина белорусская оппозиция перестала воспринимать как гаранта будущего, считает Ходорковский.

Ведущие вспомнили, что во время прямой линии Путин сказал, что украинцы и россияне — один народ. «Владимир Владимирович сделал все, чтобы мы были не просто не одним народом, а были двумя народами, между которыми глубокая национальная обида», — говорит Ходорковский. Хотя, по его словам, хоть процесс украинизации и идет, он идет небыстро, ведь 30 млн российских семей имеют родственников на Украине. «Сломать такую ситуацию непросто, но Путин над ней поработал. Мне будет печально, если культурное взаимопроникновение будет разорвано. Надеюсь, оно сохранится», — говорит он.  

О своих медиапроектах

По словам Ходорковского, он не знает, какая судьба у его медиапроектов, среди которых «МБХ медиа», «Открытые медиа». «То, что я решил для себя — я буду защищать людей по возможности.

Проекты, может быть, будут переводиться за пределы РФ, я не буду предлагать людям идти на амбразуру.

Я прекрасно понимаю, что для нынешней власти посадить 1 тыс. или даже 10 тыс. человек — вполне реализуемая задача. Я не хочу быть тем, кто будет толкать людей на амбразуру. Любые протесты с помощью Росгвардии могут задушить. Мне вполне достаточно Андрея Пивоварова. Проекты либо будут закрыты, либо переедут за рубеж, я вполне это допускаю», — говорит Ходорковский.  

Об уголовном деле экс-главы службы безопасности ЮКОСа 

Ведущие задали вопрос об экс-главе службы безопасности ЮКОСа Алексее Пичугине, которого накануне, по данным СМИ, вывезли в неизвестном направлении из колонии, где тот отбывает пожизненный срок.

«Это, скажем так, предопределенная внезапность. Сейчас понятно, что наша власть готовится к проигрышу в Гааге. Это иск, который акционеры ЮКОСа предъявили власти — что они потеряли свои инвестиции. Арбитраж приписал им 50 млрд долларов, хотя сейчас сумма вроде возросла. Уже под 60 млрд долларов. Наша власть пыталась на протяжении многих лет использовать разные юридические закорючки. И вот в сентябре последняя судебная инстанция в Голландии должна принять решение по данному вопросу. Власть готовится к проигрышу, пытается придумать варианты, которые могут эту новость забить. Один из таких шагов — новый процесс по делу ЮКОСа.

Моя позиция: Алексей Пичугин ни за что сидит 18 лет в тюрьме. Я считаю, что он должен дать любые показания, которые потребуют.

Мне абсолютно безразлично, что и кто про меня будет говорить, если Алексей сумеет выторговать себе свободу. Мне абсолютно безразлично, что придумает эта власть», — говорит Ходорковский. 

О нынешней власти

У Ходорковского спросили, какой вред мог бы принести условный Илья Яшин (его не допустили до выборов из-за поддержки Алексея Навального), если бы он попал в Мосгордуму.

«Если бы некий человек „Икс“ попал в Мосгордуму… „Единая Россия“ получает 12% голосов, им рисуют еще 45-50%. Люди от этого заводятся и выходят на улицу. Выходит полмиллиона человек. Их же кто-то должен возглавлять. Если их возглавляет легитимный депутат, то это придает в глазах войск этой толпе легитимность. Возможно, они не захотят стрелять», — предполагает Ходорковский.

При этом, по мнению Ходорковского, такой сценарий вполне вероятен в будущем. 

«Это так все и закончится. И, что самое неприятное, если три года-пять лет назад это могло завершиться демократической моделью смены власти, то каждый год этого закручивания гаек ведет к перевороту с кровью и висящими на фонарях чиновниками», — говорит Ходорковский. 

Ведущие отметили, что советская власть в 1991 году относительно мирно согласилась передать власть. На это Ходорковский возражает: «Нельзя сравнивать с 1991-м. Советские были чиновниками. Я был в доме Брежнева. Я был на даче Горбачева, я смотрел дачу Громыко. По критериям нынешней власти — это сторожки для собак. Это совершенно другие люди. У чиновников в голове была идеология, что они служат народу. Они не могли себе позволить стрелять в народ, — говорит Ходорковский. — Нынешняя власть — это бандитская группировка из 90-х. Питер был нашим Чикаго. Они потом приехали в Москву и организовали клише того самого бандитского Петербурга. Для них стрелять в быдло на рынке — не проблема». 

Люди, которые у власти теперь, по мнению Ходорковского, не идентифицируют себя со страной. «Они чувствуют себя от государства отдельно. Я считаю, что у нас был нормальный госаппарат до недавнего времени. Эта группировка в Кремле пользовалась им для решения своих проблем. В остальное время он работал нормально. Но коррупция как ржавчина разъедает систему», — говорит Ходорковский. По его словам, чиновники среднего эшелона власти регулярно получают секретные зарплаты в конвертах. «Это не разовая акция. Это описано закрытым указом президента». — утверждает Ходорковский.

О преемнике Путина

По мнению Ходорковского, Путин слишком зависит от своего окружения, тогда как окружение не готово к конкуренции за власть в случае его ухода, именно поэтому транзит должен перейти «от Путина — Путину».

«Я допускаю, что какой-нибудь [первый замруководителя администрации президента [Сергей] Кириенко или [губернатор Тульской области Алексей] Дюмин могут оказаться тем выбором Путина, который тот выкатит однажды на стол.

Мое мнение такое: за полгода-восемь месяцев [до конца президентского срока] Путин еще раз подумает, посоветуется с окружением, но решит: кто же, если не я.

Я верю в зависимость Путина от окружения и сомневаюсь, что они придут к консенсусу. Каждый понимает, что если преемника тянет другая сторона, им придется худо. Путин существует за счет баланса», — говорит Ходорковский. 

О международной политике

Ходорковский считает, что единственная причина, по которой президент США Джо Байден согласился встретиться с Путиным, заключается в том, что Путин «вымогал» эту встречу военной провокацией у границ Украины.

«Понятно, что Байдену было что обсудить на этой встрече. Эта тема — как сделать так, чтобы случайно не началась мировая война. У всей администрации США, да и у Запада есть недоверие к Путину. Все считают, что он врун, что с ним нет смысла разговаривать. Для Путина эта встреча нужна была с точки зрения легитимизации за счет внешних источников легитимности, внутренних источников легитимизации нет», — говорит он. 

Статья Сергея Лаврова о международном устройстве произвела на Ходорковского неприятное впечатление. «Мне было ужасно неудобно. Я знаком с людьми, которые знали Лаврова, когда он пришел на пост МИД. Прекрасный юмор, он был на одной волне с западными дипломатами, достойно представлял Россию. Сейчас это человек, который вынужден мимикрировать под урку. Настоящего урку из подворотни. Это очень неприятно», — говорит Ходорковский.