Общественно-политический журнал

 

Аналитики полагают, что США следует признать Светлану Тихановскую легитимным лидером Беларуси, как это сделала Европа

Визит лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской в Вашингтон, состоявшийся на этой неделе, был полон встреч с высокопоставленными представителями администрации США. С Тихановской, которая, судя по независимым данным, получила большинство голосов на президентских выборах прошлого года в Беларуси, встретились госсекретарь США Энтони Блинкен, советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан, глава Агентства США по международному развитию (USAID) Саманта Пауэр, многие сенаторы и конгрессмены.

Однако встреча с президентом США Джо Байденом не состоялась, хотя ожидания того, что глава государства присоединится к беседе Тихановской с Салливаном, были достаточно высоки. Впрочем, Белый дом ничего не говорил о возможности личной встречи лидера белорусской оппозиции с Байденом, хотя тот ранее высказывал ей свою поддержку.

Эксперты в Вашингтоне, прокомментировавшие визит Светланы Тихановской в США, считают, что в целом он был успешным. При этом некоторые из них уверены, что Тихановская должна быть официально признана Вашингтоном в качестве белорусского лидера.

Кеннет Яловиц, экс-посол США в Беларуси, говорит, что вполне доволен тем, как Светлану Тихановскую приняли в Вашингтоне:

«Я думаю, визит Светланы Тихановской был очень успешным. Мне представилась возможность короткой встречи с ней, она была на всех главных телеканалах, в том числе на CNN и национальном общественном телевидении, дала большое количество интервью, и пресса освещала ее визит очень хорошо. Она также встретилась с госсекретарем и советником президента по национальной безопасности, провела встречи с ключевыми сенаторами на Капитолийском холме».

Экс-дипломата не разочаровало то, что президент Байден не увиделся с Тихановской: «Администрация вполне ясно дала понять, что США не признают Лукашенко президентом Беларуси… При этом Тихановская – формально не президент Беларуси. Она, естественно, выиграла выборы, но это никогда не было как-то оформлено. По моей оценке, как бывшего дипломата, этим объясняется то, почему президент Байден не присоединился ко встрече его помощника Салливана с Тихановской. Вполне ясно, что мы считаем Тихановскую легитимным лидером Беларуси, и что ей было оказано все уважение, которое ей полагается».

Кеннет Яловиц считает, что целей у визита лидера белорусской оппозиции в США было несколько:

«Во-первых, показать, что несмотря на способность Лукашенко временно, используя террор и запредельное насилие, остановить массовые демонстрации, оппозиция еще по-прежнему очень сильна, очень едина и очень настроена на продолжение работы против режима Лукашенко. Во-вторых – запросить помощь. Ее работа во время нахождения в Литве стоит много денег, различные медиа-проекты нуждаются в поддержке, в том числе технической, и она запрашивала средства на это».

Яловиц уверен, что призыв Тихановской к оказанию еще более серьезного санкционного давления на официальный Минск будет услышан в Вашингтоне: «Нужно, чтобы тема Беларуси не была забыта, чтобы кроме красивых слов были еще и конкретные дела, но здесь у меня нет сомнений, что они будут. Президент Байден очень сосредоточен на поддержке демократии и на борьбе между демократией и авторитаризмом».

Директор Института за демократию в Восточной Европе Эрик Ченовет согласен с тем, что встречи Тихановской в Вашингтоне были плодотворными, но уверен, что президенту Байдену нужно было с ней увидеться.

«Признание Тихановской в качестве лидера демократической Беларуси на высшем уровне – лидера, который, как очевидно, был избран в ходе выборов августа прошлого года, – было сделано европейцами: президентом Европейского Совета, главой Еврокомиссии, лидерами крупных и небольших стран Евросоюза. И то же самое должны были бы сделать США. Президент Байден должен был встретиться со Светланой Тихановской и официально признать ее лидером демократической Беларуси, а также ввести официальную политику непризнания Лукашенко и объявления его нелегитимным в качестве президента Беларуси» – говорит Эрик Ченовет.

По словам эксперта, Запад может и должен сыграть решающую роль в изменении ситуации в Беларуси: «При таком терроре, при таком насилии, которое творит Лукашенко, трудно ожидать, что белорусское общество сможет активно протестовать и менять ситуацию в стране. Теперь это дело Запада – нарастить давление на официальный Минск. Белорусское общество уже высказалось – мы должны поддержать его волю».

Директор Института за демократию в Восточной Европе полагает, что опасения дипломатов Запада окончательно загнать Лукашенко излишним давлением в объятия Путина были неверными изначально: «Идея каким-то образом отделить Лукашенко от Москвы была мифом. Он с самого начала был готов сдать суверенитет своей страны, во времена Ельцина Лукашенко пошел на так называемое «союзное государство России и Беларуси» с мечтой о том, что он сможет возглавить это государство. Понятно, что при Путине об этой мечте ему пришлось забыть. Белорусский народ при этом хотел оставаться в независимом государстве».

Эрик Ченовет считает, что «надо подвергнуть санкциям всех тех в России, кто помогает режиму Лукашенко удержаться, и сделать так, чтобы для самого Путина цена поддержки Лукашенко была бы очень высока».

«Это должно быть частью нашей – США и Запада в целом – всесторонней и обстоятельной политики в отношении Беларуси, и этого толком пока не было сделано ни Соединенными Штатами, ни Евросоюзом» – убежден эксперт.

Старший эксперт Международного университета Флориды, экс-президент правозащитной организации Freedom House Дэвид Крамер тоже считает, что личная встреча президента Байдена и Светланы Тихановской была необходима:

«Куда бы Тихановская ни приезжала – в Париж, Берлин, Лондон и другие столицы в Европе – она встречалась с главой государства или высшим должностным лицом: президентом Макроном, канцлером Меркель, премьером Джонсоном, так было везде. И после того, как она проделала весь этот путь до Вашингтона, тем более в то время, когда сам президент Байден был в столице, отсутствие ее встречи с президентом США – это не просто упущенная возможность, это неверный сигнал. Причем это сигнал не только Беларуси, но и Москве. Это было ошибкой со стороны администрации США».

Правозащитник и эксперт, занимавший в администрации Джорджа Буша-младшего должность помощника госсекретаря США, излагает свое видение того, какой могла бы быть политика Вашингтона в отношении режима Лукашенко:

«Политика США в отношении Беларуси должна быть абсолютно ясной и состоять из четырех элементов. Первое: признать, что Лукашенко должен уйти, и что США должны оказывать максимальное давление на него самого, на его ближний круг и на его режим в целом с тем, а также на тех, кто его поддерживает – Россию и Объединенные Арабские Эмираты, в частности. Второе – прекращение жестокостей, пыток и избиений, которые совершаются Лукашенко с его головорезами. Третье – освобождение всех политзаключенных, и четвертое – проведение свободных и справедливых выборов, которые бы не предусматривали участия в них Лукашенко».

Крамер также говорит о роли Кремля в белорусской политической драме: «Путин явно встал на сторону Лукашенко даже после воздушного пиратства, которое тот совершил, принудив самолет с Романом Протасевичем, как это делают террористы, приземлиться в Минске. Лукашенко уже практически в полной власти Путина, и нас не должны сдерживать соображения какого-то еще большего их сближения. Фактически, Москва стала системой жизнеобеспечения режима Лукашенко, и причины того, что он все еще у власти в Беларуси, нужно искать в Москве, а не где-то на Западе. Наше дело – продолжать давление на них обоих».

По мнению Дэвида Крамера, Владимиру Путину нужно задуматься о том, что он своими действиями может повернуть население Беларуси, которое либо симпатизировало России, либо относилось к ней нейтрально, полностью против Москвы: «Это произошло в Грузии, это произошло в Украине, это может произойти в Беларуси».