Вы здесь
Лукашенко и Путин приступили к зачистке «союзного государства»
Как заявил Александр Лукашенко в пятницу, 30 июля, обращаясь к региональными чиновникам, свобода слова в Беларуси якобы "переросла в экстремизм". На этом Лукашекно, не признанный ЕС и США легитимным лидером страны, не остановился, и обвинил неподконтрольные государству медиа в призывах к бунтам и «кровавым расправам», а также нагнетании атмосферы страха в республике.
Эти абсурдные заявления прозвучали на фоне непрекращающихся гонений на независимую прессу в Беларуси. В стране идут повальные аресты среди журналистов неправительственных изданий, ликвидируются онлайновые ресурсы, включая одно из самых популярных в стране «Тут.by», телеканал «Белсат» объявлен экстремистским.
Как напоминают эксперты, в ежегодном индексе свободы прессы по версии организации «Репортёры без границ» Беларусь занимает 158-е место из 180. Россия в этом рейтинге недалеко ушла от своего партнера по «союзному государству».
«В Беларуси полностью вывели из правого оборота Конституцию»
Политика Москвы и Минска в отношении независимых СМИ похожа, как две капли воды, считает директор Центра европейских дел Анатолий Лебедько (Беларусь). По его словам, Владимир Путин и Александр Лукашенко «творчески» дополняют друг друга на этом поприще. «Было время, когда Россия активно использовала Беларусь как экспериментальную лабораторию, где апробировались разные методы борьбы с негодными медиа, а потом в той или иной форме это получало распространение в Российской Федерации, – напомнил он. – Режимы взаимообогащаются на уровне политических кланов, у которых одна и та же цель – удержаться у власти любой ценой».
Однако у Лукашенко здесь меньше возможностей, чем у Путина, утверждает Анатолий Лебедько. Как ему представляется, российский лидер, по крайней мере, может своё пребывание у руля обеспечивать за счет подкупа избирателей. «У Лукашенко такой возможности нет, диктатор в этом смысле голый, – уточнил он. – Поэтому у нас все это выливается в гораздо более циничные формы, с откровенным насилием. В Беларуси полностью вывели из правого оборота Кнституцию. Причем, ту Конституцию, которую меняли под Лукашенко. Даже написанная под него, она не в состоянии помочь ему в удержании власти».
Скоро будет годовщина событий с начала протестов против фальсификации итогов президентских выборов, констатировал директор Центра европейских дел. «Сегодня большинство людей отказывает Лукашенко в доверии, а он пытается удержаться в седле при помощи репрессий, сделав насилие неотъемлемой частью внутренней политики, а также широко использует откровенную демагогию.
«Все диктаторы специализируются на махровом популизме. Но людям это уже надоело до смерти. Послания, которые делает Лукашенко, направлены на очень узкий сегмент его сторонников. Но их если не 3%, то очень сильное меньшинство. На сегодня, если исходить из демократических процедур, то Лукашенко стал в оппозицию к большинству граждан», – резюмировал белорусский политик.
Тем врменем в пятницу, 30 июля, российский суд разрешил выдать Беларуси активиста Андрея Казимирова, обвиняемого режимом Лукашенко в участии в массовых беспорядках. Это произошло вопреки запрету Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Ранее Московская Хельсинкская Группа обратилась в Совет Европы в связи со «скрытыми депортациями» из России преследуемых белорусов в связи с выдачей Минску Андрея Кудина. ЕСПЧ также выносил запрет о выдаче Кудина, но того все же тайно вывезли в Беларусь из подмосковного СИЗО в ночь на 22 июля. Правозащитники высказали опасения, что подобный пример будет далеко не единичным.
Депортация белорусов из России – признак солидарности режимов
Депортация белорусских граждан воспринимается большинством людей сугубо негативно, независимо от их политической ориентации, свидетельствует Анатолий Лебедько. «Прежде всего потому, что речь идет о тех, кто не совершал никаких уголовных преступлений, – пояснил он. – Совершенно очевидно, что их преследуют за инакомыслие и то, что они не хотят смотреть на окружающий мир глазами Лукашенко. Как еще к этому можно относиться даже абсолютно аполитичному человеку? Для Москвы же это ничего не стоит, это меньшее, что она может сделать для Лукашенко. В Кремле плевать хотели на белорусов, они и к своим гражданам относятся не лучше».
А вот для Лукашенко, это, наоборот, принципиально важно, уверен политик. «Ему необходимо продемонстрировать, что он способен найти везде и повсюду тех, кто идет против него, и что он достает их даже из-за пределов республики. Понятно, что Россия тем самым лишний раз демонстрирует, что международные обязательства, которые она взяла на себя, не имеют для нее никакой ценности. Это лишнее свидетельство того, что право, закон, права человека для российского руководства – не приоритет. Для Кремля это, повторюсь, ничего не стоит, кроме имиджевых издержек, но такую услугу они дорого продадут Лукашенко, а расплачиваться за все придется белорусскому народу», – заключил Анатолий Лебедько.
«Граждане Беларуси все больше и больше убеждаются, что Россия им не друг»
Руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы Роман Киселёв сообщил, что Каземирова пока еще не передали белорусских властям. Вместе с тем он признался, что дальнейшая судьба активиста неизвестна. «Однако так или иначе российский суд не прислушался к мнению Страсбурга и утвердил решение о его выдаче, – добавил он. – Соответственно, тем самым Россия уже нарушила свои международные обязательства».
Почему Россия так себя ведет, непонятно, заметил правозащитник: «Не все решения российской власти поддаются рациональному анализу, многие их них являются результатом каких-то договоренностей, компромиссов, странных оценочных суждений. Возможно, Лукашенко на последней встрече (в Санкт-Петербурге) с Путиным попросил выдавать всех «беглецов». А Путин не счел возможным отказать коллеге в такой малости. Отсюда все и пошло. Возможно, все развивается и по-иному сценарию. Но все же похоже, что некое предписание свыше есть».
Строго в юридическом смысле Россия несет полную ответственность за то, что произойдет на Родине с тем же Кудиным, убежден Роман Киселев: «В рамках Европейской конвенции Россия берет на себя обязательства и взвешивает риски, когда принимает подобные решения. Если потом человек будет подвержен пыткам, то к России, можно предъявить претензии в ЕСПЧ. Уровень ответственности тут прямолинейный».
Если говорить в более широких терминах, то Россия, несомненно, несет ответственность за неправовые экстрадиции, подчеркнул Руководитель правовых программ МХГ. С его точки зрения, это ставит под угрозу судьбы тысяч белорусов, которые проживают в России. «Насколько известно, у нас осели около полумиллиона белорусов. Учитывая масштаб репрессий, под ударом может оказаться любой из них.
Кроме того, логически трудно объяснить – зачем России это подыгрывание диктатуре Лукашенко, которая охотится на людей. Политической выгоды тут никакой. Это может только тешить эго белорусских властей, которым удалось убедить Москву в том, чтобы она играла по их правилам. Конечно, Россия портит себе остатки имиджа, и не только в глазах международного сообщества, но и в глазах россиян и особенно белорусов. Граждане Беларуси все больше и больше убеждаются, что Россия им не друг». На взгляд правозащитника, это один из самых печальных выводов, который можно тут сделать.