Общественно-политический журнал

 

Политкомитету партии «Яблоко» — со сталинской прямотой

Я был американским шпионом и их же, американцев, агентом влияния. Я получал огромные деньги от Госдепартамента и воровал миллионами из российского бюджета. Я был еврейским фашистом и просто фашистом. Я замучил в зоопарке слона. Обо всем этом любой желающий может прочитать в Интернете. Но лишь вы, члены Политкомитета партии «Яблоко», разглядели во мне сталиниста.

Я бы не обратил на это внимания – мало ли что кто пишет – если бы не ряд обстоятельств. Мне кажется, вы в своем анализе делаете серьезную ошибку. Вы обвиняете всех поддержавших Умное голосование, даже тех, кто, как я, сделали это с определенными оговорками (например, я призывал голосовать за некоторых ваших кандидатов даже тогда, когда УмГ не включало их в свой список), в поддержке коммунистической/сталинской идеологии и непосредственно КПРФ. Коммунистическая идея и лично Сталин (как и Ленин и все их подельники) отвратительны мне не меньше, чем вам. Но, полагаю, сегодня их реинкарнацией является не КПРФ, не вызывающая у меня, разумеется, никаких симпатий, а «Единая Россия» и, главное, Кремль. Реальная угроза будущему нашей страны исходит именно от них. Это они усиливают репрессии и уничтожают все живое, это они ведут дело к большой войне, это они загоняют нашу страну в шестнадцатый век. КПРФ же не имеет политической субъектности, вряд ли можно говорить о ней как о политической силе.

Вы говорите о Думе так, как будто бы это парламент, каковым она ни в коей мере не является. Вред, который она приносит стране, определяется не тем, сколько в ней клоунов, негодяев или просто неадекватных людей, и не тем, сколько в ней формально депутатов от КПРФ или от других «партий». Дума выполняет приказы, выборы были не способом формирования отсутствующего у нас парламента, а лишь возможностью хоть сколько-нибудь ослабить власть. Целью УмГ в моем понимании была попытка продемонстрировать силу солидарного сопротивления Кремлю – не берусь судить, в какой мере это получилось. Это была программа ДЕЙСТВИЙ. Как у любой программы действий, а не только разговоров, у нее была масса слабостей и она уязвима для критики.

Но это, ладно! Есть еще кое-что, что, собственно, и заставило меня отвечать вам. В 2016 вы оказали мне честь, включив меня в список двадцати доверенных лиц партии – я призывал голосовать за вас как за единственную партию, которая последовательно декларирует верность демократическим ценностям и европейскому пути, занимает антивоенную позицию, открыто осуждает аннексию Крыма. И если бы сегодня такой список опубликовал условный Прилепин, на это не стоило бы обращать внимания. Но это сделали вы, поставив себя на одну доску с этим самым Прилепиным или Зюгановым. В контексте раскручивающегося каждый день маховика репрессий публикация списка жестких оппонентов Кремля производит, увы, впечатление не слишком завуалированного обращения к властям: вот они смутьяны, вот они, ваши ненавистники, посадите, изолируйте их, а уж мы продолжим играть роль безопасной демократической оппозиции. Может быть, вы этого не хотели, но выглядит это именно так.

Впрочем, органы справятся и без вас. Реального вреда фигурантам списка – людям очень достойным, я рад оказаться в такой компании – вы не причинили. Хуже нам от этого не будет, хотя товарищ Сталин ваши действия, наверняка одобрил бы. А мне вот искренне жаль, что вы так поступили!

Леонид Гозман

Всю историю своего существования, под ширмой декларирования демократических ценностей, "Яблоко" служило очагом раздоров в российской оппозиции. С самого момента своего создания "Яблоко" никогда и ни с кем не консолидировалось и даже не старалось искать общих позиций для совместных действий.
"Яблоко" никогда не объединяло, но разделяло, оттягивая на себя купившийся на их демократическое позиционирование электорат.