Общественно-политический журнал

 

США надеются вскоре понять, возможно ли договориться с Россией

США довольно скоро поймут, можно ли дипломатическим путем урегулировать разногласия с Россией по поводу масштабного наращивания ее войск у границы с Украиной, заявили ведущие дипломаты Госдепартамента.

Их комментарии появились, в то время как президент России Владимир Путин возложил на США и их союзников вину за создание напряженности в регионе.

«Мы готовы к дипломатическим контактам по нескольким каналам», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на фоне признаков того, что двусторонние переговоры с Россией могут начаться в январе.

«Думаю, что скорее в начале следующего года вы увидите контакты во всех этих областях, по итогам которых мы поймем, сможем ли мы урегулировать разногласия дипломатическим путем», – добавил Блинкен, имея в виду контакты по линии американо-российского диалога по стратегической стабильности, Совета Россия–НАТО и ОБСЕ.

Глава американской дипломатии также предупредил о «масштабных последствиях», если Россия «предпримет дальнейшие акты агрессии в отношении Украины».

Между тем, помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Карен Донфрид заявила журналистам, что США и Россия согласуют конкретную дату начала переговоров по требованиям Москвы о том, чтобы НАТО отказалось от любой военной активности в Восточной Европе и Украине.

При этом она предупредила: «Мы четко дали понять, что любой диалог должен быть основан на взаимности, учитывать нашу озабоченность действиями России и проходить в полной координации с нашими европейскими союзниками и партнерами».

«Позвольте мне внести ясность: никаких переговоров по европейской безопасности без участия Европы не будет», – заявила Донфрид.

По западным оценкам, Россия развернула 100 тысяч военнослужащих у восточной границы Украины после того, как в 2014 году она в одностороннем порядке аннексировала украинский Крым.

США выразили обеспокоенность тем, что Россия может вторгнуться в Украину в начале следующего года, но в Вашингтоне не считают, что Путин принял решение о начале атаки.

В своем выступлении на совещании высшего военного руководства Путин заявил, что «та напряженность, которая складывается в Европе», – это результат действий Запада.

В рамках предстоящих двусторонних переговоров с США Путин потребовал, чтобы НАТО отказало в возможном членстве Украине и другим бывшим советским странам-сателлитам, а также ограничил развертывание своих сил в Центральной и Восточной Европе.

«Мы хотим, чтобы Россия провела деэскалацию, отвела войска от границы с Украиной, чтобы снять напряженность», – заявил Блинкен журналистам.

Если оценивать происходящее в контексте международных отношений, то репутация Соединенных Штатов как сильной державы заметно пострадала особенно в результате поспешного беспорядочного ухода из Афганистана, – говорит Эли Краковски, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона. – США сейчас едва ли воспринимаются всерьез как нашими друзьями, так и нашими врагами. На мой взгляд, самый очевидный вывод, который был сделан многими по следам вывода американских войск из Афганистана заключается в том, что Вашингтон не готов решительно защищать свои собственные интересы и интересы союзников. Такое ощущение явно превалирует на Ближнем Востоке, мне кажется, такие взгляды доминируют и в Кремле, и в Пекине.

С другой стороны, я очень надеюсь, что и Путин, и Си осознают, что любое давление на США сопряжено со значительным риском. Традиционно, американскую реакцию на действия противников было трудно предсказать. Достаточно вспомнить, как сторонник политики разрядки президент Джимми Картер решительно отбросил ее после ввода советских войск в Афганистан и призвал Сенат не ратифицировать подписанный им Договор о сокращении ядерных вооружений.

Поэтому если Путин перегнет палку, реакция может быть гораздо более жесткой, чем он рассчитывал. Мне кажется, что его на вид ультимативные требования – на самом деле пробный шар. Если американские представители отвергнут его требования, то это, скорее всего, заставит Путина взять паузу и пока воздержаться от любых действий против Украины, которые он может планировать.

Но даже скромные уступки Путину чреваты, я думаю, крайне опасными последствиями. Кроме того, согласие на переговоры с Кремлем относительно НАТО, причем на российских условиях без участия представителей стран – членов НАТО, может внушить Путину несбыточные надежды. По большому счету, сама идея обсуждения с Москвой неких формальных ограничений на действия НАТО должна была быть отвергнута с ходу. Конечно, предсказать, что может произойти на этих переговорах, невозможно, но, на мой взгляд, сигнал, который дает готовность администрации Байдена вести с Кремлем дискуссии на фоне угрозы российского вторжения на Украину, негативный, – считает Эли Краковски.