Общественно-политический журнал

 

На что рассчитывает партия войны в Кремле

Еще раз тезисно на животрепещущую в прямом смысле слова тему – потому что при мысли о возможных последствиях авантюрной политики Кремля для Украины, России и даже всей Европы все живое с остатками разума начинает трепетать.

1. Между двумя крайними утверждениями, – «они все там дебилы, кого ни взять», и «они — гении коварных интриг, действующие по тщательно выверенному дьявольскому плану, недоступному пониманию простых смертных», — раскинулась огромная серая зона, в тумане которой прячется унылая истина. Люди, определяющие сегодня политику Кремля, обыкновенные обыватели, не дураки, но звезд с неба не хватают, обладают цепким практическим «крестьянским» умом (хоть и обременены степенями), видят риски, верят, что имеют «стратегию выхода», но, как это часто с ними бывает, не додумывают до конца.

2. Война с Украиной образца 2022 года не может быть повторением военной кампании 2014-2015 годов, приведшей к подписанию кабального для Украины «минского протокола». Даже если Украина потерпит в этой войне поражение (что возможно, но вовсе не гарантировано), цена победы будет совершенно другой. Запад, не вмешиваясь в конфликт непосредственно (тоже вероятно, но не обязательно), окажет Украине всю необходимую военную и финансовую помощь, чтобы она могла продолжать эту войну «до последнего украинца». Если кто-то надеется, что украинская армия при всех ее известных уязвимостях, будучи оснащенной в неограниченном количестве современным высокотехнологичным вооружением, не сможет нанести русской армии существенный урон, он ошибается. Обе стороны конфликта, в конце концов, наследники одной военной школы.

3. В Кремле не могут не понимать, что после определенной черты ущерб, понесенный в боях за Украину, окажется для Кремля политически неприемлемым. Одно дело «менеджерировать» ситуацию с гибелью нескольких сотен условных «добровольцев» и совсем другое — иметь дело с гибелью нескольких тысяч солдат регулярной армии. Тяготы длительной (и это нельзя исключить) военной кампании, не только материальные, но и психологические, тотальные санкции против элит (в этом случае практически неизбежные), — все это по отдельности можно игнорировать, но в комплексе это является лучшим подарком, который Кремль может сделать потерявшей веру в себя оппозиции режиму. Так зачем? Никто ж вроде не атакует.

4. Секрет, по-видимому, состоит в том, что Кремль вынашивает «стратегию победы», которая избавит его от всех этих неприятностей и обеспечит блицкриг, как единственно приемлемый для России формат войны. В некотором смысле странно прозвучавшее заявление британцев о государственном перевороте не лишено смысла, потому что переворот в широком понимании всякой смуты является главным условием успеха российской интервенции. Без этого войсковая операция на Украине представляется крайне рискованной для Кремля затеей. Чтобы было как в 14-м году, сопротивление украинской армии должно быть подорвано изнутри, прежде чем русские войска пересекут границу. Именно поэтому Кремль активно интересуется, ще не вмерла Украiна?

5. То, что Россия сегодня делает, больше всего напоминает знаменитые кадры из фильма «Чапаев» с психической атакой. Это и есть хорошо спланированная и рассчитанная до мельчайших деталей психическая атака, которая должна вызвать панику в Киеве. Она позволит активировать всех подземных «кротов», которыми внешняя разведка России напичкала Украину за эти годы. Итогом должны стать смута и временный паралич военной машины, без которых «малокровное» вторжение практически невозможно. Боюсь ошибиться, но в ближайшие недели центр тяжести противостояния может переместиться с внешних границ внутрь Украины. Именно там будут происходить события, от которых зависит, быть или не быть большой войне. Удержится Украина от раскола и мятежа — есть шанс войны избежать. Не удержится – военное вторжение станет практически неизбежным.

6. В некотором смысле главный враг Украины сегодня — ее внутреннее настроение. Оно провоцирует агрессора и создает у него иллюзию возможности «маленькой победоносной войны». Не вовремя затеянная свара между двумя главными политическими партиями, борьба с олигархами почти в путинском стиле, бомбежка Житомира назло Москве (комплекс чрезмерных и спорных мер по дерусификации публичной сферы в стране, где треть населения продолжает говорит по-русски), — все это разными путями способствует успеху российской агрессии и создает благоприятную почву для провокации анти-майдана. Пока линия фронта русско-украинской войны проходит по Банковской улице. А может быть, уже …

Владимир Пастухов