Общественно-политический журнал

 

В Госдуму внесён законопроект о повсеместном запрете митингов - жизнь в оккупационном режиме

Трое членов Совета Федерации и девять депутатов Госдумы внесли в парламент поправки к закону о митингах, значительно ограничивающие возможности граждан для организации протестных акций.

Документ предусматривает запрет проводить митинги около зданий органов власти и объектов жизнеобеспечения, в вузах и больницах, на религиозных объектах и в местах паломничества, и в иных местах, если если запрет будет "обусловлен историческими, культурными или иными объективными особенностями" российского региона.

Законопроект запрещает организацию протестных акций иностранным агентам. Документ не объясняет мотивы такого ужесточения законодательства, в пояснительной записке утверждается, что депутаты поставили задачей "совершенствование регулирования статуса иностранного агента". Документ вводит также ряд ограничений для людей и организаций с таким статусом.

С начала пандемии коронавирусной инфекции нового типа власти российских регионов регулярно отказывались согласовывать акции протеста, ссылаясь на карантинные ограничения. Участников и организаторов протестов в поддержку Алексея Навального в январе 2021 года приговорили к различным срокам за нарушение карантинных норм.

Новый документ позволяет значительно расширить список оснований для запрета акций и после того, как власти перестали обращать на пандемию внимание.

Дмитрий Глуховский:

Вот была у нас условно интеллигенция либеральная - за свободу, за все хорошее против всего плохого, - которая предупреждала о рисках авторитарного режима. Предупреждала о них, говорила: "Обратите внимание, страна идет не в том направлении. Обратите внимание, идет наступление на гражданские свободы. Обратите внимание, репрессии начинаются". И конечно, народ, в достаточной степени увлеченный просто потреблением (а потом выживанием), от них отмахивался, не считая предупреждение релевантным и обоснованными.

Теперь происходит по учебнику: находящийся во власти 20 лет человек теряет сцепку с действительностью, окончательно убеждается в собственном божественном происхождении и исторической миссии и оказывается совершенно невосприимчив к критике. В драме, в киносценариях и в книгах есть такой принцип: пока герой твой что-то через действия не прожил сам, он информацию усваивать не в состоянии. То есть развенчание произойдет через действия.

Наверное, прожив это, людям будет гораздо проще принять, что Россия должна переродиться, что нынешний путь развития - тупиковый, вредный и опасный (для соседей России, но прежде всего, для самой России) и может быть связан с большими жертвами. Наверное, только поняв, с какими рисками связана автократия, люди могут начать ценить свои собственные политические права и свободы.

Вообще свобода, с моей точки зрения, - вещь довольно абстрактная, пока ты не столкнулся лично с ее ограничениями. Это как духота: вот ты идешь по улице и воздух не замечаешь, дышишь и воспринимаешь кислород, как нечто само собой разумеющееся. Но как только тебя запирают в маленьком помещении с ярким освещением, тут и начинаешь в какой-то момент чувствовать духоту, нехватку воздуха. В этом плане свобода - как воздух.