Общественно-политический журнал

 

Лукашенко превратился в марионетку Кремля, утратив всякую возможность для маневров на международной арене

Западные страны в ответ на соучастие в войне наложили на Беларусь жесткие санкции, которые больно ударили по всем секторам экономики. В результате, согласно данным Белстатa, июльская инфляция в стране оказалась рекордной – свыше 20%, в то время как реальные доходы белорусов в январе-июне сократились почти на 3 процента.

В то же время, отмечают эксперты на Западе, Лукашенко после ввода российских войск, по сути, превратился в марионетку Кремля, утратив всякую возможность для маневров на международной арене. Страны Запада и белорусская оппозиция признали Беларусь де-факто оккупированной территорией.

«Каждый раз, когда русские закручивали гайки, Лукашенко делал какие-то предложения Западу или освобождал некоторых политзаключенных, – говорит бывший посол США в Беларуси Кеннет Яловиц. – Но эта игра явно закончена. Лукашенко сотворил множество ужасных вещей, которые закрыли дверь на Запад. Лукашенко стал союзником в этой войне, пусть и не полномасштабным. При этом он все еще пытается сохранить некоторые элементы суверенитета».

Долгое время в СМИ обсуждалось, что Лукашенко, якобы под давлением Путина, вот-вот введет на территорию Украины белорусские войска. Однако этого так и не случилось.

«Белорусские войска не вступили на территорию Украины на стороне России. И это произошло, я думаю, во многом еще и потому, что внутри Беларуси военные структуры дали понять Лукашенко, что, если это случится, есть очень большая вероятность того, что большой процент белорусских военных перейдут на другую сторону. Я думаю, что это было очень серьезным сдерживающим фактором для Лукашенко для того, чтобы противостоять, наверное, какому-то более серьезному давлению со стороны Путина», – считает эксперт Германского фонда Маршалла США Алевтина Снегирь.

Внутри Беларуси протестное движение практически сошло на нет, во многом – из-за жестоких репрессий, каких белорусы еще не видели в своей истории. В тюрьмах содержатся более 1300 политзаключенных. Тем не менее, люди выходили на улицы в начале войны. Тогда по всей стране было задержано более тысячи человек.

«Действовали рейсовые партизаны, которые старались замедлить продвижение российских войск к украинской границе, – рассказывает член белорусской оппозиции, замглавы объединенного переходного кабинета Беларуси Валерий Ковалевский. – Действует постоянно информационный ресурс "Беларускi гаюн", который информирует в режиме реального времени о взлетах российской авиации с территории Беларуси, о запусках ракет с тем, чтобы украинцы могли вовремя среагировать».

На стороне Украины сражаются сразу два белорусских полка – имени Кастуся Калиновского и «Пагоня». Тем не менее, отношение к белорусам резко ухудшилось, как в Украине, так и в других странах Европы, вплоть до случаев дискриминации и откровенной вражды. В новых условиях белорусская оппозиция решила изменить тактику борьбы с режимом.

«Несколько недель назад проходила конференция “Новая Беларусь” в Вильнюсе, где и было принято решение о формировании такого кабинета, который теперь будет включать, скажем так, силовой компонент, – продолжает Ковалевский. – Утверждены представители по вопросам обороны и национальной безопасности и представитель по восстановлению правопорядка в Беларуси».

Многие эксперты сходятся во мнении, что перемены в Беларуси возможны лишь в случае каких-то перестановок в Кремле. Пока там находится Путин, Лукашенко ничего не угрожает, считает Кеннет Яловиц:

«Россия приложила немало усилий, чтобы помочь Лукашенко выжить. Кремль оказал ему большую финансовую помощь. Из Москвы прислали своих пропагандистов, чтобы контролировать белорусский эфир. Они очень сблизились в военной сфере. Российские спецслужбы всецело проникли в Беларусь. Лукашенко находится на том месте, на котором Кремль хочет, чтобы он находился в данный момент».

Впрочем, по мнению Валерия Ковалевского, если в войне с Украиной Россия потерпит неудачу, она вполне может рассматривать Беларусь в качестве компенсации. Поэтому перемены в Беларуси будут зависеть лишь от самих белорусов.