Общественно-политический журнал

 

Путин и глава Центрального банка Набиулина действительно верили, что можно меньше зависеть от доллара

Российское правительство предприняло очередной шаг по снижению своей зависимости от мировой финансовой системы, в которой доминируют США и их союзники.

Кремлевские власти начали запрещать использовать доллар США в качестве залога по сделкам на Московской бирже – крупнейшей российской площадке по оказанию финансовых услуг.

По мнению экспертов, этот шаг носит скорее символический, чем практический характер, потому что из-за широкого спектра санкций, введенных против России в связи с вторжением в Украину, российские компании практически лишились возможности совершать операции в долларах.

Кремлевские чиновники призывали российские предприятия и частных лиц отказаться от использования «токсичных» валют, которые эмитируются правительствами, препятствующими усилиям президента Владимира Путина по расширению российской территории силой.

По мнению экспертов, российские лидеры, вероятно, предполагали, что они будет «отрезаны» от доллара после вторжения в Украину. Действительно, в течение нескольких лет Россия предпринимала шаги, чтобы изолировать себя от доллара.

Однако Кремль исходил из предположения, что другие мировые валюты, прежде всего евро, но также японская иена и британский фунт будут доступны для него.

«Важно понимать, что Путин и глава Центрального банка Эльвира Набиулина действительно верили, что можно меньше зависеть от доллара, потому что они могут диверсифицироваться с помощью евро и других валют», – заявил старший директор Центра Геоэкономики Атлантического совета Джош Липски.

«Единство “Большой семерки” их удивило: доллар, евро, иена и фунт действовали в тандеме, – добавил Липски. – И других выходов у них не осталось».

Научный сотрудник Национального университета обороны Джеффри Манкофф заявил, что хотя Россия может совершать некоторые операции в валютах, отличных от доллара, эта практика в лучшем случае «субоптимальна», и будущее российской экономики выглядит блеклым.

«Проблема в том, что на данный момент действительно хорошей альтернативы доллару нет, – сказал Манкофф. – Нет другой валюты, которая была бы конвертируема в такой степени, в какой конвертируется доллар».

Хотя использование валют, отличных от доллара, для расчетов обеспечивает приток наличности в российскую казну, «проблема в том, что деньги не могут из нее уходить», добавил эксперт.

«По крайней мере, они не могут идти на покупку вещей, в которых Россия нуждается, из-за санкционных ограничений», – пояснил он.

Россия не может импортировать многие потребительские товары, которые привыкли покупать ее граждане, что привело к снижению уровня жизни, указал эксперт. Кроме того, Россия не может импортировать полупроводники и другие высокотехнологичные компоненты, необходимые для отечественного производства.