Общественно-политический журнал

 

Что известно о бунте вооруженных мобилизованных в Белгородской области

Вечером 5 октября в интернете стали появляться видео, записанные, предположительно, мобилизованными россиянами. Автор одного из них утверждает, что военные находятся у поселка Ливенка в Белгородской области. Здания в кадре похожи на сооружения вокруг железнодорожной станции Ливенка. Большая часть солдат на ролике — в балаклавах, с закрытыми лицами. Они жалуются, что им раздали оружие без документов и держат в «скотских условиях».

За две недели после начала мобилизации жалобы на отвратительные условия содержания стали привычными, но новые видео, опубликованные 5 октября, куда более впечатляющие: люди стояли у поезда, предупреждали, что они вооружены, хотя и устаревшей экипировкой.

На одной из записей люди поднимают вверх автоматы, и кто-то из толпы комментирует: «Это уже ИГИЛ, мужики!». Другой человек замечает: «Психически неуравновешенные при оружии».

«Нас в районе 500 человек с оружием. Но при этом мы не приписаны абсолютно ни к какой части. Неделю мы прожили в скотских условиях, абсолютно скотских», — говорит человек, которого журналист «Радио Свобода» Марк Крутов идентифицировал как Сергея Суркова — мобилизованного, который 27 сентября уже рассказывал о проблемах в Таманской дивизии.

Суркова, записывающего возмущенное видео, запечатлели другие люди — эта сцена была опубликована на разных записях с нескольких ракурсов.

Еще одно видео записал человек, представляющийся Артемом Коврижных, он говорит: «Мы никуда не собираемся уезжать, пошли они все как бы нахуй». По его словам, мобилизованные шесть дней жили в землянках — при этом видео записано у поезда.

«Сюда подгоняют три танка уже, мы протестуем, мы бастуем, мы туда ехать не собираемся, тут уже стоит три бронетранспортера, с пулеметами и с пушками», — продолжает Коврижный. Бронетехника в кадре не появляется.

Другой похожий, но все же стоящий особняком ролик снят в тамбуре поезда: человек в балаклаве рассказывает, что он был призван в Таманскую дивизию. Поезд из части 29 сентября отправился «на юг России», где «находился несколько дней без определенной цели», а теперь направляется «обратно на север», утверждает он. Где стоит состав, понять из этого видео невозможно.

Автор этого обращения тоже говорит, что он из Таманской дивизии, но его рассказ отличается от предыдущих, записанных на станции: если люди с автоматами рассказывали, что жили в окопах и землянках в полях и лесах, то человек в балаклаве, судя по его рассказу, последнюю неделю провел в поезде.

Записи были сделаны при свете дня и опубликованы с небольшой разницей по времени на российских провоенных ресурсах: в телеграм-каналах «Рыбарь», «Солдатская правда» и на «Дваче». Новости об этих обращениях написало множество СМИ, от консервативного провластного «Царьграда», до признанных «иностранными агентами» независимых медиа.

Даже РИА «Новости» ночью откликнулось на вышедшие видео: на сайте агентства появилась новость со ссылкой на источник в Западном военном округе, где говорилось, что «данный эшелон» направлялся в учебный центр на полигоне «Мулино» в Нижегородской области. В остальном материал агентства содержит обычные комментарии министерства обороны: если люди на видео говорили, что им приходится самим себя кормить, а выданное оружие никак за ними документально не закреплено, то Минобороны отнекивалось: мобилизованные обеспечены едой, а оружие закреплено и учтено.

Официальной реакции министерства обороны «Медиазоне» обнаружить не удалось. Телеведущий Владимир Соловьев со ссылкой на «источник в военном ведомстве» написал, что «по данному эпизоду работает прокуратура». Об этом же высказался глава администрации губернатора Белгородской области Иван Будлов. «Ответственные лица оперативно включились и разобрались в ситуации. Проблемные вопросы решены», — заверил он.

На следующий день, 6 октября, автор канала «Солдатская правда», опубликовавший видео из тамбура, написал: поезд ночью прибыл на станцию Мулино, мобилизованных перевели в казармы, а вот солдата с видеозаписи отправили на «допрос к следователю» и «снимали устные показания».

«Также от неких офицеров ему лично были устные угрозы физической расправой», — продолжает блогер, который ссылается на информацию от отца солдата. Он просит «информационной поддержки отца и солдата», не называя, впрочем, их имен.

Продолжение получила и история Артема Коврижных, который записал отдельное видео снаружи эшелона. С ним поговорило издание Astra, которому молодой человек рассказал, что ему 20 лет, он проходил срочную службу в Нацгвардии, был мобилизован в Таманскую дивизию. Его и других военных отправили на обучение в Белгородскую область — населенный пункт он не назвал — но вместо обучения было «выживание»: он повторяет рассказ об ужасных условиях содержания, строительстве палаток и добыче пропитания.

Мобилизованный говорит, что 5 октября военных построили у поезда, приехал полковник и сказал, что мобилизованные поедут «прямо сейчас в Украину».

«После этого этот резонанс и случился», — объясняет Коврижных. Он говорит, что занимает должность командира взвода, в подчинении у него «в районе 50 человек», из которых около 80% «в руках даже автомат не держали».

«Я, как командир взвода и еще 4 человека, тоже командиры взводов, встали перед людьми и сказали, что никто в Украину не поедет, все поедем на обучение», — рассказал он и добавил, что «прямо сейчас» военные едут в поезде в Мулино.

Это еще одно обстоятельство, позволяющее предположить, что видео изнутри тамбура и снаружи касаются разных подразделений: если считать сообщения правдивыми, то эшелон с человеком в балаклаве прибыл в Мулино ночью, а поезд Коврижных еще только ехал туда 6 октября.

Внимание журналиста Крутова привлек тот факт, что на одном из роликов у мужчины в кадре можно заметить патч с символикой канала Reverse side of the medal, который, как считается, может быть связан с «ЧВК Вагнера» — канал, впрочем, торгует предметами со своей символикой. Коврижных в комментарии журналистам об этой нашивке у сослуживца сказал: «У него нашивка череп. Форму нам выдавали без шевронов. Шевроны они сами покупали. Это шеврон не "Вагнера", там нарисован череп, и написано "солдат, удачи"».

Также он выслал журналистам еще два видео: одно, снятое в Таманской дивизии, запечатлело раздачу автоматов. На втором, уже в поезде, Коврижных снимает военные билеты сослуживцев и находит разные ошибки при заполнении документов, кто-то говорит, что военного билета у него нет.

Из-за упоминания «ЧВК Вагнера» появились предположения, что видео может быть результатом каких-то политических манипуляций бизнесмена Евгения Пригожина, открыто критикующего министерство обороны. Представители бизнесмена поспешили сообщить, что Пригожин не имеет никакого отношения к телеграм-каналу «Рыбарь», где появился один из роликов.

Из обрывочных рассказов мобилизованных и скупых неофициальных комментариев Минобороны сложно понять, что именно и в какой последовательности происходило с военными, оказавшимися у поезда в Белгородской области.

Сергей Сурков в конце сентября жаловался, что мобилизованных в Таманской дивизии отправляют в Херсон без учений, потом сказал «Агентству», что ситуация «кардинально изменилась» и военным все-же пообещали провести обучение, затем — что «обучения так и не было, неделю живем в скотских условиях, под Белгородом, поселок Ливенка». Корреспондента «Медиазоны» он забанил во «ВКонтакте», а в телеграме — прочитал сообщения и не ответил.

Коврижных на вопрос, с ним ли едет «блогер» — видимо, имея в виду Суркова — отвечает, что да, но его настоящая фамилия — Елкин. «Медиазоне» известна настоящая фамилия Суркова, и это не Елкин. Когда репортеры Astra спросили, почему фамилии не совпадают, связь пропала.

Издание «Холод» связалось с 30-летним автомехаником Александром Журиным из подмосковных Химок, который, как утверждается, запечатлен на одном из видео, снятых у поезда. Он тоже сказал, что его сослуживцы едут в Нижегородскую область из Белгородской.

«Мы все вместе собрались ротой 200 человек и решили, что надо жаловаться: сами от руки составили списки и написали заявление в прокуратуру, рассказав обо всем происходящем», — добавил он.

Похожие случаи, пусть и не такие заметные, происходят с начала мобилизации: в Пермском крае призванных на службу оставили в поле и сказали «примерно два дня» ждать руководства, в Омской области мобилизованных разместили «около ВДВ-части» в лесу. Сегодня же стало известно, что мобилизованным не будут компенсировать траты на обмундирование и медикаменты, что как минимум десять мобилизованных скончались, не доехав до фронта, и даже депутаты просят силовиков выяснить, куда делись деньги, выделенные на снабжение армии.

Дима Швец