Общественно-политический журнал

 

Весело, весело встретим Новый год!

У этой войны – жесткая и тревожная логика. Суть ее в том, что изначально ее прекращение обусловлено Победой. Причем – с обеих сторон.

Рассматривая амбиции России, важно подчеркнуть и понять, что они отнюдь не сводятся к капризам мракобеса, осоловевшего от мании собственного величия. Увы, при всей кажущейся безмерности власти, Пу все-таки вторичен. И сам процесс формирования его культа столь успешен лишь только потому, что он чутко уловил интонации настроений и влияние исторической закалки плебса. А именно: слабый инстинкт предприимчивости и склонность к бегству от ответственности. Что и способствует потребности в "Папе" в лице Государства и Вождя.  А сам вождизм обязательно ведет к внешней экспансии, необходимой для  оправдания деградации экономики и качества жизни, неизбежной в следствии пункта первого.

Что мы в очередной раз и наблюдаем в развитии цикла, начавшегося в конце 80-х и обретшего реакцию шараханья назад в начале 90-х.  Пу пришел как итог и реакция на тот ужас, который среднестатистический обыватель испытал, лизнув  рынка и тягот перехода к оному, которые в России обрели формы и степени, особенно кошмарные. И всем своим ордынским опытом государственности народ  воспылал желанием Сильной Руки, способной за него навести привычный Порядок. То есть такой уклад, при котором львиная доля ресурсов распределяется через Государство, а решений – принимается Лидером.

Успеху и популярности Кремлевского засидельца сильно поспособствовали, конечно, и кое-какие личные его качества. И прежде всего -  то, что применительно к нему выражается словом Удачливость. Что само по себе – из жанра мистики и, конечно, сказочной. А на деле является эффектом благоприятных внешних обстоятельств. И проницательности, чуткого уха и нутра на желания и антиподы среднего человека – обывателя. В части первого ему подфартила фаза роста, наступившая после шокотерапии начала 90-х, щедро политая еще и валютными ливнями в результате скачка нефтегазовых мировых цен.

В части второй -  скромное происхождение и усвоенный с ранних лет опыт воспитания питерской подворотни с блатными играми, обеспечивший свободным плаванием в водах настроений и привычек т.н. «простых людей». Полагаю, что развязывая эту войну, он нащупал и учел ту ноту, на которой можно разбередить и разжечь ненависть россиян к украинцам. А именно – подспудную враждебность к иной ментальности. Это антитеза государственнического сознания,  часто именуемого рабским. И свойственной «украм» анархичности и хозяйственности, презрительно именуемой у россиян «хапужничеством». А по сути – потребности к личной свободе, от которой «орки» бегут, как от чумы.

Если уж брать психологию, эмоциональный тон в этой враждебности усиливает ощущение комплекса. Ведь быть антидемократом и почитателем сильной власти в современном мире – это Азияс! Да и то – самая дикая. А среднестатистический российский обыватель все-же считает себя европейцем. Поэтому в глубине души нет-нет да станет ему дискомфортно. Особенно, когда перед тобой антитезой выступает менталитет родственного народа и по этносу, и по длинному отрезку жизни на одной грядке. И это злит. И вызывает подспудное, легко переходящее в открытое желание убрать, сгнобить, стереть этот вызов.

***

Что касается украинской стороны, то Победа здесь необходима уже просто как способ выживания. Причем – физического. Ведь кремлевский мракобес, не мудрствуя лукаво, с поразительной людоедской откровенностью "а ля Гитлер", концептуально лишил права этих людей на национальность и государственность. Написал даже большую статью на эту тему, прежде, чем напасть. А самими разбойно-бандитскими методами ведения войны подтвердил, что де факто это означает курс на истребление этого этноса.

Поэтому стойкость и  упорство сопротивления здесь достойны и уважения, и восхищения. Но им не приходится удивляться. Как и народному характеру войны, вызывающему четкие параллели с ситуацией во время ВОВ.

На этом акценте «борьбы за выживание»  строится и концепт Победы как единственного способа решения вопроса. Все рассуждения на счет «переговоров» и «перемирий» аргументируются в этой связи тем, что Враг, затеявший войну на уничтожение, подло лукавит. И  использует  передышку лишь для концентрации сил для новых, более жестоких ударов.

Ну, а те, кто все же не верят в людоедские замыслы Кремля, не видят смысла в них из-за отсутствия хоть каких-нибудь формул замирения, когда Победа необходима и тем, и тем.  При этом для российской стороны она стала своего рода тупиком и ловушкой, потому что позор поражения одинаково не переварим ни Властью, которая падет. Ни широкими народными, для которых это был бы несмываемый плевок по самолюбию.

О том, насколько изощренна приспосабливаемость национального сознания к позитивной мотивации в экстренных напрягах, то поразительный факт уверования россиян в то, что идет Отечественная война. Священная и героическая! Практически это означает, что массовое сознание вполне проглотило и усвоило пропагандистский финт с превращением «но ведь напали бы все равно» в тождество, будто напали на самом деле.

Чем феноменален путинизм как разновидность сталинизма? И что такое за чудо-юдо такое – Суверенная демократия? Она в том, что склонный к вождизму человечек счастлив и внутренне свободен от свободы брать на веру любое утверждение своего фюрера. Тем более, что массовый обыватель тем и ценит свою свободу, что держится подальше от политики. И порой совершенно не в теме. А это означает практически, что масса пацанов и их мамаш даже не знают, кто на самом деле агрессор. И искренне убеждены, что защищают Родину.

Короче говоря, народ просто не позволит сегодня подписать мир на основе вывода войск из Украины, признав тем  самым поражение Большого перед маленьким. Или с подозрением, что испугались НАТО, коллективного Запада!  Даже если б их вождь на это решился...

***

В общем две Победы столкнулись, как два авто.  Какой же выход? У политологов уже мозги текут из ушей, но ничего остроумней, чем ядерный Армагедон логика не находит. В альтернативе – сценарий Первой мировой в позиционной войной на истощение. С прогнозами тягомотины на годы. Но как-то в это верится с трудом. Не хватает фантазии, чтобы в 21-м веке представить себе многомесячные заседания в окопах с бесконечной артиллерийской матершиной. И с параличем мировой экономики.
Под такой унылый сценарий подстилается вполне правдоподобная версия о макрополитике Вашингтона, заинтересованного в доказательстве миру, насколько гнилой является нынешняя Россия в военном и экономическом отношениях. И выматывании ее до уровня африканской пустыни.

Но это уж слишком абстрактный  уровень, характерный для пятерочников по истмату. Только, увы, они почти все повымерли уже. Поэтому все чаще обсуждается и пророчится промежуточный вариант с углублением в конфликт третьей стороны в виде Запада. Как это может происходить – звоночек подсказки уже прозвучал за польской границей. Сразу же вспыхнули реакции с предложениями по ужесточению поставок, по закрытию хотя бы части неба над Украиной, по новым санкциям и пр.  На этой волне качается даже версия, что удар спровоцирован специально, чтоб растормошить Запад на предмет более решительного участия в войне.

Но поскольку западный социум расколот, то следует ожидать рост активности и со стороны «переговорщиков» - тех, кто призывает надавить на Киев на предмет большей сговорчивости. Не удивительно, с каким пристальным вниманием при этом СМИ следят за любыми высказываниями Киева в пользу такой возможности. Однако...об этом уже было выше.

Для самых романтичных есть еще сказка на тему смены российского режима...Однако, тема настолько скользкая (не марксистская), что если и всплывает, то чаще всего под ироническими смефуечками.

В общем, версий много, ответы – в жанре пафосных вопросов. Так что встречать вскоре 23-й год придется нам без привычного веселья и светлых надежд.

Владимир Скрипов