Общественно-политический журнал

 

«Залететь на семь километров вглубь воздушного пространства Польши она попросту не могла»

Координатор группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко рассказал Настоящему Времени, какого типа ракеты могли упасть на территорию Польши.

– К какой версии склоняетесь вы? На Польшу упала российская ракета, которая была выпущена по Украине? Или украинская ракета, которая должна была сбить российскую, выпущенную по Украине?

– Я хотел бы в первую очередь отметить, что тот населенный пункт – городок Пшеводув, в районе которого произошел данный инцидент, – находится примерно в семи километрах от границы с Украиной. И это очень важный показатель. Он говорит о том, что если бы это была украинская ракета, например ЗУР от С-300, то когда эти ракеты меняют свой курс, например, летят в сторону соседнего государства, могут пересечь границу этого государства, то у них есть возможность самоуничтожения. Оператор приводит в исполнение механизм самоуничтожения ракеты. Поэтому залететь на семь километров вглубь воздушного пространства Польши она попросту не могла, поскольку, направляясь непосредственно к этому воздушному пространству, она бы уже самоликвидировалась на подлете – именно в воздушном пространстве Украины.

К тому же С-300 в большинстве случаев используется именно в формате перехвата, а не преследования. Если речь идет о перехвате крылатой ракеты. По количеству останков ракет, которые обнаружены сейчас на территории Польши, можно сделать вывод, что это была действительно крылатая ракета – ЗУР от С-300. Не исключено, что это была либо Х-101 – вариация Х-55, – либо крылатая ракета "Калибр". Более детальное изучение будет впоследствии.

Но дело в том, что практически все современные крылатые ракеты Российской Федерации являются модифицированным, модернизированным наследием Советского Союза. То есть советские типы ракет, несколько видоизмененные. В принципе, их архитектура и структура очень схожа. Поэтому сразу сказать – была это Х-101 или "Калибр" – без детального расследования нельзя. Но то, что это могла быть одна из этих разновидностей, в рамках расследования будет достаточно просто уточнить.

И сам факт, что их было две, говорит о том, что все же это на самом деле был целенаправленный прорыв воздушного пространства Польши. Две одинаковые ракеты, которые попадают в одну и ту же локацию, – это не сбой программы. Например, сбилась она с ориентира, изменила свой маршрут и так далее. А это, опять-таки, координаты были заложены оператором, эти ракеты были направлены именно в эту локацию. Поэтому я склоняюсь именно к версии, что это были боевые российские ракеты авиационного либо морского базирования.

– Если это противоракетный комплекс С-300, можно из него выпустить по одной цели для сбивания одной ракеты сразу две ракеты?

– Можно. Если первая ракета не достигает своей цели, не удается перехват. А как происходит вообще сам перехват? Есть вражеский объект – это может быть истребитель, это может быть ракета, это может быть беспилотник. Но в основном С-300 используется по крупным объектам – таким как истребители, бомбардировщики, крылатые ракеты. И если первый отстрел неудачный, то при неудачном перехвате сама эта ракета самоликвидируется в воздушном пространстве и идет отстрел следующей ракеты.

Вот такая последовательность того, что одновременно выпускаются две ракеты для того, чтобы перехватить одну цель, – это очень большая редкость, это происходит в каких-то уникальных случаях. Не в случаях с крылатыми ракетами, потому что алгоритм перехвата крылатых ракет, таких как Х-101 и "Калибр", у наших ПВО эффективно отлажен. Их перехват не является какой-то серьезной задачей, с которой невозможно справиться. Например, если бы это шла речь про Х-47М2 "Кинжал", которая для перехвата действительно очень сложная. И может одновременно выпускаться несколько типов ракет, для того чтобы максимально повысить вероятность перехвата. С крылатыми ракетами это абсолютно не та ситуация.

– Я хотел бы вместе с вами рассмотреть фотографию, которую публикуют очень активно в том числе российские СМИ. Фотографию в твиттере опубликовал польский журналист Матеуш Лаховский. Давайте посмотрим на этот снимок еще раз – это снимок обломка ракеты. То, что есть на этих кадрах, похоже на С-300 или на Х-101?

– По этому снимку, в принципе, да. Эти отверстия, там еще есть один такой интересный момент – именно классический советский закрученный болт. Мы понимаем, что без предварительных следственных действий говорить преждевременно, но эта компоновка зачастую, такие лекала больше свойственны стыкам корпусов Х-101 и крылатых ракет "Калибр". Они состоят из нескольких секций: боевая часть, секция силовой установки и так далее. И все эти секции имеют именно такую компоновку.

Если мы говорим об С-300, с которой пытаются всячески проводить аналогии по этим отверстиям: мол, это украинская С-300. Так вот именно как раз такая компоновка относится к разгонному блоку, который зачастую мы можем видеть неповрежденным. Потому что разгонный блок – это часть, которая разгоняет боевую часть. И в случае таких обвинений Украины, что это может быть С-300, – это уже само по себе манипуляция, достаточно раскрываемая. И дальнейшее изучение этих деталей просто подтвердит, что это может быть одна из российских ракет авиационного либо морского базирования.

– Польское правительство говорит, что это ракета российского производства. Собственно, тут нет никакого диссонанса, потому что комплексы С-300 и ракеты к ним, которые есть на вооружении даже украинской армии, делались в России. Но у меня к вам тогда вопрос. Польское правительство уже говорит, что это ракета российского производства. Почему тогда они, зная, что это российская ракета, сейчас не называют тип?

– Вы удивитесь, но это довольно-таки проблематично: без детального изучения назвать сразу тип. Это все равно что взять российский танковый парк и попытаться разобраться человеку, который видит это все впервые, – чем отличается Т-72А от Т-72Б3, Т-72Б3 образца 2016 года и так далее. А потом еще отличить от Т-80БВМ. Вот в том-то и все дело. Фактически вся номенклатура российского вооружения, о чем я говорил в самом начале, – это наследие Советского Союза, несколько модернизированное и модифицированное. Скажем, перекрашенный танк, который еще катался в 1980 году.

И это аналогичная ситуация относительно ракетного вооружения. Практически все современное ракетное вооружение Российской Федерации – это наследие Советского Союза. Однотипная концепция, архитектура, структура – отличия незначительные. Отличие может быть, например, в массе боевой части, в функционале – авиационное или морское базирование – и так далее.

Когда разрывается ракета, очень много схожих запчастей, в том числе и частей корпуса, которые есть как у одного типа ракет, так и у другого типа ракет. Поэтому действительно нужно более детальное расследование, чтобы сказать однозначно, что это было: Х-101, или крылатая ракета "Калибр", или Х-55, а есть еще и Х-555.

– А вы понимаете, когда мы увидим результаты этих экспертиз? Как много времени они займут?

– Это в зависимости от того, насколько сохранились уникальные элементы, чтобы можно было максимально быстро определить принадлежность ракеты к тому или иному типу. Например, определенные элементы силовой установки, разгонной части и так далее. Я так понимаю, что это может занять от нескольких дней до, возможно, даже месяцев.

– Но при этом точно известно, что это ракета не советского производства, но российского?

– Если это Х-101, не исключено, что это могла быть советская ракета, снятая с хранения, потому что на консервации у России остается большое количество крылатых ракет советского производства.

– В формулировках польского МИД звучит, что ракета именно российского производства.

– Российские оккупационные войска по Украине используют ракеты Х-22, которые не производятся уже достаточно давно – это советские ракеты. Поэтому это российская ракета, хотя и была произведена в Советском Союзе.