Вы здесь
ЧВК Вагнера – отнюдь не частный, а государственный проект под прикрытием
На третьем витке десятилетий в России процесс приватизации достиг нового, небывалого еще витка – его объектом стала армия. Не путать – речь идет не просто о личных или корпоративных охранах – будь они хоть в сотни человек. А о воинских подразделениях числом в тысячи и даже – десятки тысяч, с родами войск и соответствующим вооружением – танками, пушками, самолетами и кораблями. Для того, чтобы почувствовать разницу, стоит открутить лет на десять назад к истокам появления в России первых ЧВК. И сравнить истории двух из них: под брендом «Славянский корпус». И «Группа Вагнера».
О «Славянском корпусе» СМИ стали упоминать в 2013 году, когда он был отправлен в Сирию для охраны нефтепромыслов в условиях войны. А создан он был как проект двух менеджеров компании (Moran Security Group), специализирующейся поставками мордоворотов для охраны морских судов от пиратов. Вспомним, какой актуальной темой этот террор у западных берегов Африки стал одно время.
Ну а в Сирии наемники вскоре вынуждены были вступить в боевые действия против исламистов, оказавшиеся столь горячими, что предпочли вернуться на родину. Где были встречены весьма прохладно: их руководители Вадим Гусев и Евгений Сидоров были арестованы и в октябре 2014 осуждены Московским городским судом к трем годам лишения свободы по статье «наемничество», которое запрещено российским законом.
Однако, совсем под другим – зеленым светом развивался параллельно с этим иной сюжет. В 2014 один из этих «славян» - отставной подполковник Дмитрий Уткин - всплыл на территории ЛНР как лицо, возглавляющее некую «группу Вагнера», формируемую из отставников
Впрочем, как полагают западные наблюдатели, Уткин был лишь внешней фишкой. Сама же идея ЧВК родилась в Минобороны еще в 2010 году, на которое большое впечатление произвел молодой южноафриканский генерал Эбен Барлоу – основатель первой в мире частной армии Executive Outcomes. Этот чувачок в 2010 заявился на Петербургский международный экономический форум, где и поделился своим опытом, который к тому времени, по его словам, уже разошелся по всему африканскому континенту. Доклад так заинтересовал российский Пентагон, что его пригласили туда для обстоятельных дружеских бесед. Предполагается, что уже тогда в Генштабе зародился план создания армии в частной упаковке, которая смогла бы выполнять деликатные операции, которые из политической деликатности не пристало поручать государственным вооруженным силам.
А потому ЧВК Вагнера (название это – от позывного, используемого ею) формировалось и тренировалось втихаря. По сведениям издания The Bell, с 2014 через структуры ее прошли подготовку не менее 10 тыс. чел. А диапазон присутствия оказался чрезвычайно обширным. Его люди участвовали в захвате Крыма, ЛНР и ДНР, а также и в дальнем зарубежье. И не только в Сирии – вагнероцы приложились к переворотам и прочим политическим играм в десятке африканских стран, таких как Конго, Ангола, Гвинея, Мозамбик, ЦАР и др. Особстатья – роль вагнеровцев в сохранении режима Мадуро в Венесуэле.
Стоит ли сомневаться, что такое могло произойти только с ведения, одобрямса, а, скорей всего - по личному указанию Господаря всея Руси. Который уже в силу своего КГБ-эшного гнездышка весьма охоч на тайные и открытые «спецоперации». Кстати, тот же Bell утверждает, что Пригожин не только не был у колыбели новорожденного, но и не одобрял идею. И был просто вынужден дать согласие (назначен) возглавить ВЧК, не смея отказать воле своего верховного босса.
Короче, ЧВК Вагнера – отнюдь не частный, а государственный проект. И Пригожин – всего лишь приложение к нему, внешняя заставка. Другой вопрос, что, оказавшись к нему притянутым, он со своими замашками быстро вошел во вкус. Вообразил, что может приватизировать армию. И в этом стремлении обнаглел настолько, что начал бодаться с самим Шойгу, утверждая и демонстрируя, что воюет лучше, чем профи. До поры, до времени это не пресекалось – Верховный практикует политическую симметрию в стиле разделяй и властвуй. Но когда появились признаки ассимметрии, топнул ножкой. И указал холую на его место.
Вот, собственно, и вся подноготная этой истории на сегодня. Вопрос в том, будет ли у нее продолжение? То есть, будет ли наличие опыта возникновения частных армий – с помощью и одобрения власти или в обход ее – примером для подражания? Что, как фантизируют политологи, в свою очередь чревато «княжескими междоусобицами» и борьбой за власть, создающими предпосылки для территориального раскола страны.