Вы здесь
В токсичном одиночестве
Российский режим становится настолько токсичным, что от него стали шарахаться и отпадать последние духовные или традиционные союзники.
Вроде Сербии. Свежим свидетельством тому является недавнее интервью Bloоmberg ее президента Александра Вучича, в котором он четко заявил, что Крым и Донбасс – украинские. А также отметил, что много месяцев не разговаривал с Путиным. Хотя прежде они были едва ли не самыми частыми собеседниками.
Впрочем, о такой позиции в отношении Крыма Вучич говорил еще в 2018. И это при том, что оно противоречит отказу Сербии от присоединения к антироссийским санкциям. Но у такой непоследовательности есть вполне очевидные причины.
С одной стороны, от солидарности с ЕС ее удержал исторический аналог – отделение Косово, которое она до сих пор не признает. И которая выглядела бы в глазах мирового сообщества лицемерным двуличием. С другой стороны, Сербия стучится в двери ЕС. И в ситуации, когда в центре Европы полыхает развязанная Кремлем война, поддержка ее напрочь лишила бы ее шансов на то, что двери ЕС откроются.
Еще неожиданнее прозвучало почти синхронное с Вучичем по времени заявление главы иранского МИД Хосейна Абдоллахияна о том, что Тегеран не признает российской юрисдикции над Крымом и Донбассом. Такое заявление он сделал в интервью турецкому каналу TRT World, подчеркнув, что Иран не приемлет двойные стандарты. И осуждает военный способ решения конфликтов, который в одном ряду с сюжетами в Ираке, Сирии, Палестине, Йемене и Афганистане.
И это при том, что Иран не только не участвует в санкциях, но и активно поставляет России дроны и снаряды. А также наезжает на Запад, обвиняя его в разжигании конфликта.
Наконец, не прошел незамеченным и перестраховочный маневр Батьки, который во время визита Лаврова в Минск похвалил Украину за то, что она «держится» и на западные провокации не поддается. Что «поражает и приятно удивляет».
Мало того, он предложил свои посреднические услуги в качестве очередного «минского процесса» по прекращению войны.
Ну, а в целом всем дал понять, что ввязываться в военные действия явно не намерен. И, сумев увернуться от нажима Путина в течении почти года, будет валять ваньку и в дальнейшем.
И это при том, что российскую агрессию однозначно не одобрили Китай и Казахстан. Пекин свою позицию изложил еще 3 марта прошлого года в виде пяти пунктов главы своего МИД Ван И. В кредо, где первым пунктом прописано уважение в защита суверенитета и территориальной целостности стран. А в третьем – что в Украине происходит то, что «китайская сторона не хочет видеть». Ну, а в остальных – призывы улаживать конфликты дипломатическими путями.
Практически это означало, что Китай не участвует в поставках России оружия и таит молчание по части признания оккупированных территорий.
Ну, а политологи спорят, стоит ли квалифицировать пекинскую позицию как нейтральную. Или своекорыстную и противоречивую, стремящуюся и сохранить у ноги Россию как противника Запада, одновременно заманивая и обрекая ее на все большую экономическую зависимость.. И в то же время не рвать с Западом, который для него является жизненно важным рынком, не сравнимаым по масштабам с хилым российским. При такой стратегии позиция России рисуется весьма неприглядной – политикой иллюзии переориентации с Запада на Восток ценой продажи себя по дешевке.
Отнюдь не пылает преданностью и Казахстан. Его новый лидер Касым-Жомарт Токаев демонстративно заявил с трибуны Питерского экономического форума о том, что никогда не признает ЛНР и ДНР. Более того, он отправил Украине гуманитарную помощь, не избегает прямых контактов с Зеленским и даже запретил использовать на своей территории свастику Z.
И это при том, что в силу своего географического положения и сложившихся связей Казахстан критически зависим от России. Достаточно для иллюстрации одного примера: перекрытие Москвой Каспийского магистрального нефтепровода сразу лишило бы страну возможности 80% ее экспорта.
К тому же у Путина есть и веский политический козырь – высокая плотность населения на Севере страны, которое, как показывает социология, вполне может сыграть роль «пятой колонны». Что, кстати, является серьезной пугалкой для казахов. Не даром с началом агрессии в Украине поползли пересуды на счет того, что Казахстан может стать следующим.
И это не полный перечень разброда и шатаний среди мнимых «друзей» РФ и лично ее правителя. Из страха и недоверия. Из нежелания испачкаться, посрамить репутацию. Из омерзения и осуждения...по многим причинам. В том числе, наверное, и из репутации «хромой утки». И чем дальше и больше хромоты, тем сильней и унылей будет изоляция. И решимость стран занять место на правильной стороне.