Общественно-политический журнал

 

Пока это все риторика нового главы МИД Китая, но к чему она приведет?

Новый министр иностранных дел Китая Цинь Ган во время своего первого публичного выступления заявил, что «конфликт и конфронтация» с Соединенными Штатами неизбежны, если Вашингтон не изменит курс.

Цинь Ган, до недавнего времени был послом Китая в США и закрепил за собой репутацию осторожного и опытного дипломата, сообщает CNN, но на своей первой пресс-конференции в новой роли выступил с жесткой критикой политики Вашингтона. Например, недавний инцидент с китайским аэростатом над США он назвал «совершенно неожиданной аварией, вызванной форс-мажорными обстоятельствами», заявив, что «Нарушая дух международного права и международные обычаи, США действовали в соответствии с презумпцией виновности».

Напомним, что в Госдепартаменте заявляли ранее, что «присутствие аэростата в воздушном пространстве США является явным нарушением суверенитета, а также международного права», более того шар был способен проводить сбор развединформации, сообщало CNN со ссылкой на высокопоставленного чиновника Госдепартамента.

«США утверждают, что они стремятся превзойти Китай в конкурентной борьбе и не стремятся к конфликту. Однако на самом деле их так называемая «конкуренция» означает сдерживание и подавление Китая во всех отношениях. Представьте двух спортсменов, соревнующихся на Олимпиаде, если один спортсмен вместо того, чтобы выложиться на полную, пытается травмировать другого, это не честная конкуренция, а злонамеренная конфронтация», - заявил министр иностранных дел Китая Цинь Ган.

Что значат громкие заявления нового министра иностранных дел Китая с точки зрения отношений между Вашингтоном и Пекином, а также, как это может отразиться на войне в Украине?

Кеннет Померанц, профессор современной китайской истории в Чикагском университете, считает, что «США не изменят своего курса в отношении Украины в ближайшем будущем. Вашингтон привержен поддержке Украины, зная, что Китаю это не нравится, но это ничего не меняет. Если китайцы пойдут на конкретные шаги, например, продажу вооружения России, это станет реальной проблемой. Но, опять же, я не могу представить, чтобы это заставило США как-то изменить свою политику. Пока это все риторика. Я думаю, что в данный момент, когда отношения между двумя странами натянуты, неудивительно, что новый министр иностранных дел Китая чувствует, что должен занять жесткую позицию, хоть в ней нет ничего нового. В долгосрочной перспективе кому-то придется сделать шаги в сторону смягчения напряженности. Миру нужны хорошие отношения между США и Китаем, потому что напряженность между ними отражается на многих областях: от решения вопросов изменения климата до кибербезопасности и миллиона других».

«На уровне риторики высказывания нового министра иностранных дел Китая можно назвать громкими и твердыми, но Китай не так давно уже допускал такие заявления. Например, о так называемых стратегических отношениях с Россией. Это стандартная фраза, которая касается политических и экономических вопросов. Она использовалась еще до войны в Украине и используется до сих пор. Но вопрос не в том, как они выражаются, а в реальных действиях. Например, по Украине - станет ли Китай помогать России, особенно с точки зрения военной помощи Москве? Пока Китай воздерживался от открытой военной помощи вторжению Владимира Путина и даже та скрытая помощь, в которой Китай подозревают, была крайне ограничена или еще не была оказана. Например, по предоставлению боевых дронов. Я не исключаю, что сказанное сегодня министром иностранных дел может свидетельствовать о том, что Китай может перейти к военной помощи, но я думаю, что рамки известны - если вы оказываете военную помощь и поставляете летальное оружие России, будут последствия. США ввели санкции против конкретных китайских компаний, предоставлявших свои услуги России в качестве военной или даже экономической помощи, например, с целью обхода санкций. Посмотрим теперь, что произойдет в ближайшие недели и месяцы с точки зрения конкретных шагов Китая», - добавил профессор политологии и политический аналитик Скотт Лукас.