Вы здесь
Неслыханная подлянка и дерзость со стороны «младшего брата»
Москва-Пекин снова через дефис, как в призабытой песне начала 50-х, - отмечает глава Левада-центра Лев Гудков.
Впрочем, важное всегда таится, поблескивает в мелочах. Различия в тональностях. «Русский с китайцем – братья на век» – главная фраза из того текста, вряд ли подходит для характеристики нынешних отношений. И по эмоциям. И по существу.
Если тогда в ней трепетал пафос восторга по поводу того, что круг твоих тебе подобных расширился сразу на миллиард окосевших от марксизма. То в нынешнем раскладе чувства заменил прагматизм – аргумент, что, мол, не все еще потеряно. И до полной изоляции далеко. Что можно начхать на чистоплюйный Запад. Что у Вождя «все идет по плану» - и можно прислониться к Китайской стене, которая толщиной и надежностью вполне конкурирует с хваленой Америкой. И вполне может оказаться подпоркой, которая поддержит и спасет от краха.
Однако, если тогда Китай можно было признать другом и равным партнером лишь из вежливости. А на самом деле даже сам Мао называл русских старшими братьями. То сегодня московский статусы переменился до наоборот. Да и на процесс братания нынешняя смычка совсем не похожа.
Ведь на самом деле за плечами, как минимум, 70 лет холода – от презрения и вражды до тревожных разговоров о тихом нашествии восточной орды, расползающейся по Дальнему Востоку и Сибири. Да и сейчас наверняка мало кто из россиян сомневается, что Китай под ореолом Си будет продолжать бесшумно оккупировать безжизненные восточные просторы непутевой соседней страны. Которые вовсе нет нужды завоевывать, меняя пограничные столбы – важно заглотить экономически, присосавшись к природным сокровищницам.
Вот только, окрысившись на Запад, российский обыватель вынужден будет поменять знак отношения к такой перспективе. И вместо подозрительности и брюзжания в адрес «хитрых и коварных узкоглазых» начать убеждать себя: а, может, это так и надо!? Мол, пусть приходят, пусть работают - глядишь, хоть какую-то жизнь вдохнут в безхозную тайгу и тундру. А если даже и флаги свои когда-нибудь развесят – так и из множества зол для России это не самый плохой исход.
Впрочем, пока определиться в отношениях мешает непредсказуемость в дерганиях бункерного затворника. Ведь тов. Си вряд ли понравится, что вчера он поклялся ему, что верен принципу нераспространения и неиспользования ядерного оружия к тем, кто им не обладает. И даже подписал декларацию в подтверждение слов. А через два дня начал пугать им и заявил о размещении его на грядках Усатого. То есть – вероломно и беспардонно кинул!
И это публично выглядит как плевок в лицо Си, который затеял выступить на мировой арене, на сцене ООН под нимбом Миротворца – посредника в урегулировании «украинского конфликта» в частности, отношений России и Запада – в общем.
Прервать такую песню – неслыханная подлянка и дерзость со стороны «младшего брата». И как на это публично реагировать и выкручиваться станет Си – приходится лишь гадать. Однако, какими бы ни были дипломатические мимики китайской дипломатии, вряд ли можно сомневаться, что никакого доверия и почтения, необходимого в расчете хоть на какой-то союз со стороны Пекина уже не приходится. Об этом открыто пишут китайские СМИ. Ю. Швец обратил внимание на то, что впервые в них украинскую бойню стали называть не «конфликтом», а «войной».