Вы здесь
Жители Белгородской области начали массово распродавать жилье
Война, пришедшая в Белгородскую область всколыхнула местный рынок недвижимости. Количество выставленных на продажу объектов подскочило вчетверо после того, как люди из обстреливаемых окраин устремились в областной центр, избавляясь от жилья близ зоны боевых действий.
До войны на «Авито» в среднем выставляли на продажу 300 квартир в день, а сейчас — 1300, рассказала The Moscow Times риелтор Белгородского агентства недвижимости Юлия Слепченко.
«Конечно, люди боятся, — говорит она. — У меня сотрудница живет в Шебекино. Они уже двое суток сидят в подвале. Она тоже решила продавать свою квартиру, чтобы переехать в Белгород».
С начала войны в Белгородской области цены за квадратный метр упали на 4%, подсчитали эксперты ЦИАН по запросу The Moscow Times. Для региона, который постоянно обстреливают, падение не слишком заметное, и эксперты это связывают с тем, что спрос в Белгороде держится за счет тех, кто переезжает из области, особенно из приграничных городов.
По словам Слепченко, есть и те, кто покупает жилье в обстреливаемых городах: как правило, покупатели рассчитывают позже получить компенсации за уничтоженную недвижимость (!!!).
Белгородский журналист Екатерина Лобановская поясняет, что люди не хотят покидать регион, даже когда угроза становится реальной. За один только май область не менее 130 раз подвергалась обстрелам, жертвами которых стали семь человек. Еще трое погибли в июне.
«Просто очень сложно морально и физически быстро взять и уехать, покинуть тот дом, где тебе комфортно, где тебе нравится. Сменить работу и вдруг уехать в регион, где у тебя никого нет, — говорит Лобановская. — Это мы видим по жителям Шебекина, которые на самом деле до сентября 2022 года, когда начались активные обстрелы, не уезжали никуда. Большинство из них поехали только в тот момент, когда начались массированные обстрелы».
Похожая ситуация в Курске. Предложение недвижимости от продавцов увеличилось, и цены плавно ползут вниз. Но есть и спрос — от тех, кто уезжает из попадающих под обстрелы районов.
«Продают недвижимость активно, — рассказал представитель одного из риелторских агентств Курска. — Экономика в Курске, конечно, страдает, и многие люди уезжают, ищут работу. Но такого нет у нас, что резко все выставились и побежали».
По словам риелтора, в Курск приезжают из Белгорода, где «ситуация сложнее». При этом значительного падения цен на квартиры в городе агентства недвижимости пока не зафиксировали ни в первые месяцы войны, ни после вторжений диверсионных групп.
Где цены растут?
В Брянской, Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае цены на жилье тем временем продолжают расти. Так, в Ейске, где в октябре прошлого года в результате падения российского военного самолета на девятиэтажный дом погибли 15 человек, за год квадратный метр подорожал на 6%.
В Воронеже цены выросли на 2% за прошлый год, а в Ростове-на-Дону — на 10%. В Таганроге (Ростовская область) и вовсе зафиксировали двузначный скачок — на 23%.
В ЦИАН считают, что подорожание недвижимости в Ростовской области связано с миграцией населения с территорий, где идут военные действия.
«Во-первых, регион реже своих соседей попадает в соответствующую новостную повестку. Во-вторых, он стал одним из направлений для переезда из регионов, где идут боевые действия. В городах в составе агломерации рост цен (за счет эффекта низкой базы) выражен даже сильнее, чем в ее центре» — сообщил руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов.
Военный спрос
В ЛДНР после присоединения к России цены выросли в два раза, сообщили корреспонденту The Moscow Times в одном из донецких агентств недвижимости.
«У нас была выплата для военных. Они по ранениям получали. Из-за этого цены и выросли», — сообщили в агентстве. Сейчас цены на жилье начали падать, однокомнатная квартира в центре города стоит до 2,5 млн рублей.
Житель Донецка, который сейчас продает три квартиры, говорит, что рынок оживился после вхождения ДНР в Россию: многие мирные жители пытаются избавиться от недвижимости и уехать подальше от войны. По его словам, стоимость некоторых трехкомнатных квартир в центре достигает 100 тысяч долларов. При этом спрос есть — в основном со стороны военных.
«Сейчас люди получают паспорта (российские), продают жилье и едут в Россию, кто-то пытается выехать в Украину, но сейчас это сложно сделать: мы для них сепаратисты и предатели, хотя многие просто не могли покинуть регион раньше», — рассказывает мужчина. По его словам, большинство переезжает в приграничные регионы, в том числе Ростовскую область и Краснодарский край.
В Крыму недвижимость дорожает с момента его аннексии. По данным ЦИАН, с начала вторжения России в Украину стоимость квадратного метра в Евпатории и Симферополе выросла на 12%, а в Феодосии — на 22%. Подешевела недвижимость лишь в Севастополе — на 9% за год, до 155 тысяч рублей за квадратный метр. Самое дорогое жилье в Ялте: с начала года оно не меняется в цене, которая составляет 220 тысяч рублей за квадратный метр.
«Рынок мертв»
На недавно оккупированных территориях рынок недвижимости почти мертв: агент, работающая на оккупированных территориях, рассказала, что в Мариуполе реестры квартир закрыты с начала войны, но некоторые действуют в обход.
«Квартиры на продажу выставляются. Для них подыскиваются клиенты, совершается сделка и заверяется нотариусом. Сейчас они будут проходить перерегистрацию в МФЦ» — рассказала The Moscow Times риелтор из Мариуполя.
Однокомнатная квартира, по ее словам, стоит 2,5 млн рублей. Столько же она стоила и до войны.
Боевые действия в Мариуполе закончились в середине мая прошлого года. По данным ООН, в городе повреждено и уничтожено до 90% многоквартирных домов и 60% частных. По версии пророссийской администрации города, доля полностью разрушенных строений — 15%. Сейчас город восстанавливается. По мнению риелторов, цена на недвижимость будет только расти.