Общественно-политический журнал

 

Польша вновь притягивает внимание инвесторов, заинтересованных в добыче сланцевого газа

Россия финансирует экологические группы, которые выступают против добычи сланцевого газа в Европе. На эти цели Кремль потратил 82 миллиона евро. Об этом недавно сообщило Польское агентство печати (PAP), ссылаясь на брюссельский Центр европейских исследований имени Вилфреда Мартенса – аналитический центр Европейской народной партии. Правда, как выяснилось, аналитика, привлекшая внимание РАР, довольно давняя. Почему же эту тему стали обсуждать сейчас?

Авторы аналитического отчета, датированного 2016 годом, отметили усиление активности российских энергетических компаний "Газпром" и "Лукойл", которая заключалась в финансировании пропаганды, разоблачающей предполагаемые угрозы, связанные с развитием добычи сланцевого газа в странах Европейского союза. "Добыча сланцевого газа в ЕС была бы невыгодна России из-за ее финансовой зависимости от импорта газа через Евросоюз; в связи с этим российское правительство инвестировало 82 миллиона евро в неправительственные организации, цель которых – убедить правительства ЕС прекратить поиски сланцевого газа", – пишут эксперты брюссельского аналитического центра.

"Вообще деньги переводились различным неформальным посредникам – фирмам или физическим лицам, которые находились в "налоговом раю", и только затем средства появлялись на счету фирмы со штаб-квартирой в ЕС", – добавляют аналитики.

Марионетки Путина?

Подобные обвинения в адрес Москвы впервые прозвучали даже не в 2016 году. Двумя годами раньше New York Times опубликовала статью о протестах против добычи сланцевого газа американской компанией Chevron в Румынии. Эти демонстрации предположительно были организованы и проспонсированы "Газпромом". Тогда руководство российской компании опровергало эти обвинения. Однако косвенные доказательства усилили растущую тревогу по поводу вмешательства России, которая пыталась заблокировать попытки европейских правительств диверсифицировать источники энергии.

Летом 2014 года тогдашний генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен обвинял Москву в ведении дезинформационных кампаний, цель которых – не допустить отказа ЕС от российского газа. Расмуссен заявил, что за попытками дискредитировать добычу сланцевого газа методом гидроразрыва геологического пласта (фрекинга) стоит Кремль.

"Я встречался с союзниками, которые сообщают, что Россия в рамках своих сложных информационных и дезинформационных операций активно взаимодействовала с так называемыми неправительственными организациями – экологическими, выступающими против добычи сланцевого газа, чтобы сохранить зависимость Европы от импортируемого российского газа", – цитировало Расмуссена британское издание The Guardian. Впрочем, еще 8 лет, до начала полномасштабной войны России против Украины, Европа оставалась основным импортером российских углеводородов.

Что такое фрекинг, против которого протестовали активисты? Гидроразрыв пласта заключается во взрыве плотных сланцевых пород смесью воды, песка и химикатов под высоким давлением для высвобождения крошечных пузырьков природного газа. Протесты против использования этого технологического процесса проходили в последние годы во многих странах Европы. Экоактивисты опасаются, что распространение фрекинга может привести к угрозе землетрясений, а также к возможному заражению вод ядовитыми химическими соединениями.

"Зеленые" раскритиковали заявления Расмуссена, заявив, что они не причастны ни к каким предполагаемым попыткам России дискредитировать технологию гидроразрыва пласта, а выступают против ее использования, исключительно по соображениям экологической устойчивости. "Идея о том, что мы марионетки Путина, настолько абсурдна, что вы должны задаться вопросом, чем окуривают штаб-квартиру НАТО", – заявили тогда в Greenpeace. Напомним, что в мае 2023-го Россия признала Greenpeace – ведущую экологическую организацию мира – нежелательной организацией.

Сланцевая революция

Однако экологические протесты, независимо от того, имел ли к ним отношение Кремль, не являются единственной преградой на пути добычи сланцевого газа в Европе, в том числе в Польше. При этом после начала полномасштабной войны в Украине тема сланцевого газа вновь обрела популярность, поскольку в нем видят одну из альтернатив российскому природному газу, от импорта которого страны ЕС намерены полностью отказаться – и в последние 15 месяцев уже значительно сократили его с 40 до 7%.

"Мода" на сланцевый газ в Европе пришла после успеха в Соединенных Штатах. Предварительные исследования показали, что в Европе есть приблизительно 13–14 биллионов кубометров сланцевого газа – значительно больше, чем залежей газа природного. При этом Польша – потенциальный европейский лидер по объемам сланцевого газа. Однако опубликованные к этому моменту оценки залежей сланцевого газа в Польше разительно отличаются друг от друга. По самым оптимистичным прогнозам, которые представило американское агентство Energy Information Administration (EIA), в распоряжении поляков может оказаться 5,3 триллиона кубометров газа. Высокую оценку также опубликовали в 2009 году и консалтинговые агентства Advanced Resourses International (по их оценке, в Польше есть 3 триллиона кубометров сланцевого газа) и Wood McKenzie (1,4 триллиона). Тем временем американская геологическая служба оценила потенциал Польши всего лишь в 38,1 миллиарда кубометров. Самым правдоподобным показателем в данном случае кажется оценка, подготовленная польским Государственным геологическим институтом: от 346 до 768 миллиардов м3.

В прошлом десятилетии крупнейшие энергетические гиганты конкурировали за возможность начать добычу сланцевого газа в Польше – американские компании ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron, Lane Energy, Marathon, итальянская Eni и канадская Talisman Energy. Однако уже первые попытки добычи показали, что прогнозы оказались слишком оптимистичными. Газ находится гораздо глубже, чем это было в США, поэтому его добыча и, соответственно, цена для производителей и клиентов оказалась бы значительно выше. Поэтому иностранные фирмы попрощались с этой идеей и постепенно ушли с польского рынка.

Еще одной причиной, по которой компании отказались от дальнейших исследований и добычи сланцевого газа в Польше, является реформа политики регулирования, отмечает Павел Поправа из Горно-металлургической академии имени Станислава Сташица в Кракове. По его словам, "польские политики начали реформу регуляторной и фискальной системы, провоцируя тем самым неуверенность касательно условий ведения бизнеса среди инвесторов. В 2014 году произошел также обвал цен на сырую нефть, косвенно затронувший рынок природного газа и вызвавший снижение рентабельности всех нефтяных проектов. Это было особенно губительно для капиталоемких проектов с повышенным уровнем риска, в том числе для польского сланца", – подчеркивает эксперт.

При этом он отмечает, что хотя прогнозы касательно залежей сланцевого газа в Польше оказались преувеличенно оптимистичными, за время исследований территории страны удалось выяснить, какие именно регионы обладают потенциалом в этом отношении. Это Люблинское воеводство, Мазовия и ряд территорий на северо-западе и северо-востоке страны, в том числе у границы с Калининградской областью России. Польское побережье Балтийского моря вновь приковывает внимание инвесторов, которые заинтересованы в добыче сланцевого газа. Сейчас лицензии на разведку и добычу на этом участке есть у польской компании Baltic Shale, и поляки ищут иностранных партнеров для проведения нового этапа разведки месторождений. Судя по всему, возвращение интереса к сланцевому газу и вызвало к жизни тему "купленных Кремлем экологов".

Павел Поправа, тем не менее, предупреждает, что европейские финансовые институты все менее благоприятно относятся к финансированию проектов, связанных с ископаемым топливом: преимущество отдается возобновляемым источникам энергии. А на американских инвесторов временно влияет война в Украине. "Тем не менее можно с большой уверенностью ожидать, что потенциал польских сланцевых месторождений вскоре будет детально изучен. Учитывая потенциальные масштабы добычи из таких месторождений, любой успех был бы бесценным", – подытоживает эксперт.

Дарья Юрьева