Вы здесь
Даже после победы и окончания войны сохранится угроза потенциальной российской агрессии в будущем
Что бы ни произошло на поле боя в ближайшие недели и месяцы, очевидно, что Россия не достигла своих главных военных целей - смены руководства Украины и геополитического подчинения страны, пишет в своем анализе для газеты Times журналист Эдвард Лукас.
Но дальнейшие – послевоенные – безопасность, процветание и свобода Украины пока не гарантированы, считает Лукас. И этому есть две основные причины.
Во-первых, по его мнению, даже после окончания боевых действий сохранится угроза потенциальной российской агрессии в будущем, при том что неясно, кто окажется у власти в России после войны.
Гарантией безопасности Украины при любом дальнейшем политическом раскладе в России могло бы стать ее членство в НАТО, но, по словам Лукаса, пока альянс не демонстрирует готовности выдать Украине входной билет, ограничиваясь лишь торжественными обещаниями.
Обязательства, которые в отношении Украины приняла на себя Америка Байдена, очень похожи на оборонные связи США с Тайванем и Израилем, пишет Эдвард Лукас. В целом они крепки, но могут меняться в соответствии с видением каждого следующего правительства в Вашингтоне.
«Украина захочет большего. Но от кого? Пройдут годы, прежде чем европейские члены НАТО после десятилетий самоуспокоения и недофинансирования смогут защитить себя, не говоря уже об Украине. И очень легко увидеть, как Украина может стать разменной монетой в соглашениях с постпутинским Кремлем», – допускает британский журналист.
Хрупкая безопасность вызовет возмущение послевоенной Украины. Она также отпугнет частных инвесторов и сделает международную помощь за средства налогоплательщиков еще более важной. Но еще большей угрозой, по мнению автора, остается коррупция.
«Часто проблема заключается в мифе, который старательно распространяет Россия, о том, что Украина неисправимо коррумпирована. Страна действительно борется со слабостью институтов и алчными чиновниками с 1991 года. Ценой стало то, что начиная с примерно одинаковых стартовых позиций в 1990 году, Польша стала почти втрое богаче Украины до 2021 года. И даже самые большие сторонники Польши не похвалили бы ее за отличное государственное управление», – говорится в статье.
Лукас отмечает Эстонию как страну, пережившую коммунистическую катастрофу, но построившую наиболее эффективное государственное управление. Балтийская страна примерно в пять раз увеличила свой доход на душу населения за тот же период.
Речь идет о колоссальных суммах: о сотнях миллиардов долларов в виде грантов и кредитов на восстановление инфраструктуры, промышленности и жилья. Этот «План Маршалла для Украины» станет крупнейшим в мире проектом реконструкции, который будет исполнять в спешке на фоне больших ожиданий, в глубоко травмированной стране и с политическим вмешательством со всех сторон.
Это означает, что Украине предстоит отстроить не только разрушенные объекты, но и социальные и политические институты, а это гораздо сложнее, пишет Times.
Уроки Ирака и Афганистана должны быть поучительными. Западные подрядчики, у которых часто были мощные связи дома, очень умело обыгрывали систему помощи, получая доходы. Но результаты на местах часто были незначительными, а иногда и вредными.
«Коррупция питает скептицизм. Если начальные средства, выделенные на восстановление, будут растрачены или разворованы, лояльность будет уменьшаться, а безопасность – слабеть. Эти опасности создают угрожающий фон для Конференции по восстановлению Украины, которая пройдет на этой неделе в Лондоне», – говорится в статье.
Британская сторона называет Конференцию платформой для Киева, чтобы она могла продемонстрировать свои планы по реформам и трансформации. Однако участники кампании опасаются, что главная цель британского правительства – это не развитие институтов и борьба с коррупцией в Украине, а подписание соглашений, которые станут платой за военную поддержку со стороны Великобритании.
«Количество параллельных мероприятий, посвященных борьбе с коррупцией, свидетельствует о том, что этот вопрос не стал центральным для основной конференции», – говорит Том Китинг из Королевского института объединенных служб (RUSI).
Британский журналист подчеркивает, что Украина действительно уже начала выбираться из коррупционного болота еще до наступления России. Единичные успехи, оживленные патриотизмом военного времени, продолжаются. В частности, политически влиятельные олигархи, тормозившие развитие страны, оказались на обочине.
Агентство США по международному развитию высоко оценило «революционные инструменты прозрачности», включая государственный реестр бенефициарных собственников, прозрачную систему государственных закупок, публичную базу данных политически значимых лиц и хорошо организованную систему декларирования активов. США считают эту систему лучшей в мире. Украина создала специализированные антикоррупционные органы для расследования и судебного преследования крупнейших коррупционеров, а также начала реструктуризацию секторов, страдающих от взяточничества, таких как здравоохранение. Но многое еще предстоит сделать, например, в судебной системе и государственных энергетических компаниях.