Общественно-политический журнал

 

Путин давно уже просто публично бредит. Он уверен, что этого бреда ему до его конца хватит

В своей речи на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ-23) во Владивостоке президент России Владимир Путин собственно экономике уделил немного места в сравнении с другими темами, которые он затронул и которые сразу были разобраны СМИ на цитаты. Но то, как Путин «проанализировал» экономическое состояние страны, не могло остаться незамеченным независимыми экспертами.

В частности, недавнее резкое падение курса рубля по отношению к основным твердым валютам мира президент связал прежде всего с невозвратом валютной выручки крупнейшими российскими экспортерами. Он отчитал их за то, что они действовали якобы сугубо по своему почину, и напомнил, что на Западе вырученные средства могут конфисковать, а вот в России, по его словам, с этими деньгами будет «надежно».

Кроме того, российский президент заострил внимание на ситуации с импортом. По его оценке, его восстановление объясняется “отлаженной работой логистических цепочек”, нарушенных ранее, при цене доллара немногим выше 60 рублей.

При этом Путин умолчал о главном – о падении экспорта российского природного газа в разы и гигантских скидках на нефть Пекину и Дели, о том, что в Индии мертвым грузом лежат рупии более чем на 40 млрд. долларов, равно как и о губительно влиянии на экономику страны войны с Украиной, влиянии введенных Западом санкций в отношении РФ, провале политики “дедолларизации” российского экспорта и многом, многом другом, что сулит России серьезнейшие негативные последствия в обозримой перспективе.

Так, международная группа Ермака – Макфола, занимающаяся разработкой санкционных рекомендаций в отношении России, определила, что ущерб от введения западных ограничений составляет 5–7 миллиардов долларов в месяц, сообщают СМИ во вторник со ссылкой на заявление группы, опубликованное на сайте президента Украины. А в январе нынешнего года ЕС распространила отчет, согласно которому Россия теряет около 160 миллионов евро в день только из-за нефтяного эмбарго.

Конечно, Путин везде и всюду «вещает» преимущественно на российскую аудиторию, убежден экономический обозреватель Семен Новопрудский. По его мнению, форумы, подобные ВЭФ, проводятся во многом именно поэтому, а ещё – по инерции.

«Это нужно, чтобы создавать иллюзию важности России в мире, уточнил он. – Путин давно уже просто публично бредит. Он живёт в воображаемом мире и говорит всё это для абстрактной истории и абстрактного мира. В действительности президента давно не заботит реакция и людей внутри страны, если она не совпадает с его точкой зрения. Ну а профессиональные экономисты не пикнут, даже если он будет нести абсолютную чушь».

О ситуации в России нужно судить по реальным действиям властей и реальным показателям экономики, а не по высказываниям президента, главная задача которого – «навести тень на плетень», считает Семен Новопрудский:

«На самом деле корень всех бед России – безнаказанность российской власти и её жажда имперского реванша. А война с Украиной – производная от этой безнаказанности и этой идеи реванша. Что касается незавидного положения рубля, то оно во многом устраивает российскую власть, поскольку позволяет уменьшить дефицит бюджета за счёт увеличения валютой выручки в рублёвом эквиваленте. Так что дешёвый рубль в этом смысле дорого стоит».

По логике Путина, российский бизнес должен работать только в России и не вывозить из страны капитал, подчеркнул обозреватель.

«Однако он «забыл» упомянуть, что часть российского бизнеса с начала войны в Украине всеми способами пытается переехать в Эмираты или некоторые бывшие советские республики. Другая часть предпринимателей вынуждена работать только в России в надежде, что их не “раскулачат”. Хотя давно понятно, что Путин и его силовики могут запросто отнять у любого предпринимателя компанию или посадить его в тюрьму. Увы, в России не так много трезвомыслящих людей. Но у тех, кто способен думать и отличать факты от пропаганды, Путин давно не вызывает ничего кроме отвращения. Его фирменный стиль – смесь циничной лжи в сочетании с элементарным незнанием предмета, о котором он безапелляционно судит», – резюмировал Семен Новопрудский.

Путин в своем обычном духе произносил на ВЭФ успокаивающие фразы, в которых содержится только маленькая толика правды, считает экономист Сергей Жаворонков. На его взгляд, основная часть президентского выступления – «словесная шелуха», используемая для прикрытия истинного положения вещей.

«На курс рубля, как и любой валюты, прежде всего, влияет сальдо счета текущих операций платежного баланса, – добавил он. – В России оно хотя и остается положительным, но за год рухнуло в семь раз: в январе-августе 2023 года по отношению к тому же периоду прошлого года с $184.8 млрд. до $25.6 млрд. Это произошло прежде всего за счет сокращения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа».

Помимо низкой цены за свои энергоносители Россия продает их еще и за полуконвертируемые рупии, которые лежат мертвым грузом, продолжил Сергей Жаворонков: «Это тоже негативно влияет на общую экономическую ситуацию. Еще одной важной причиной является то, что российские власти сами заинтересованы в девальвации рубля в условиях дефицита бюджета: имея валютные доходы и рублевые расходы, они тем самым увеличивают рублевый эквивалент доходов. Разумеется, им не нужна паника, но плавная девальвация для них вполне с руки».

Что касается сетований на невозврат валютной выручки, правильнее сказать - отказ от ее продажи, то это тоже верно, но это второстепенный фактор, констатировал экономист. «Кстати, крупнейшими такими "невозвратчиками" стали государственные компании: "Газпром", "Роснефть", "Газпромнефть" и так далее. Так что Путин здесь мог бы посетовать не на абстрактный бизнес, а на своих назначенцев», – заключил он.

Виктор Владимиров