Общественно-политический журнал

 

Баку начал «антитеррористические мероприятия» в Карабахе

Минобороны Азербайджана во вторник, 19 сентября, в 13.22 по местному времени (12.22 мск) заявило о начале "антитеррористических мероприятий локального характера" в Нагорном Карабахе. Жители Степанакерта сообщают о массированном артобстреле города и воздушной тревоге. Информацию об обстреле столицы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) подтвердил в Telegram бывший госминистр Нагорного Карабаха, миллиардер Рубен Варданян.

В сообщении МО Азербайджана говорится, что вооруженные силы Армении в Карабахском регионе в последние месяцы систематически обстреливали позиции азербайджанской армии, минировали территории, оборудовали боевые позиции и в целом "наращивали боевую мощь". Решение о начале "антитеррористических мероприятий" принято в целях "пресечения широкомасштабных провокаций", "разоружения и вывода формирований вооруженных сил Армении с территорий Азербайджана" и "нейтрализации" военной инфраструктуры, подчеркнули в Баку.

Азербайджанское военное ведомство также утверждает, что "в рамках мероприятий с применением высокоточного оружия выводятся из строя исключительно легитимные военные цели и военная инфраструктура". В Баку заявляют, что проинформировали о проводимой операции миротворческий контингент РФ в Нагорном Карабахе.

"Минобороны" НКР заявило о нарушении вооруженными силами Азербайджана режима прекращения огня вдоль всей протяженности линии соприкосновения и о нанесении ими ракетно-артиллерийских ударов по территории непризнанной республики. В Ереване утверждают, что армия Армении не присутствует в Нагорном Карабахе и назвали "антитеррористические мероприятия" Азербайджана "широкомасштабной военной агрессией".

Вторая война за Нагорный Карабах, с 1990-х годов находившийся под фактическим контролем Армении, летом 2020 года закончилась победой Азербайджана. При этом из региона бежали почти 90 тысяч человек, что составляет около 60 процентов его населения. Вдоль новой линии соприкосновения в регионе были размещены российские миротворцы. Единственной транспортной артерией, соединяющей непризнанную НКР с Арменией, остался Лачинский коридор.

В декабре 2022 года Лачинский коридор был перекрыт людьми с азербайджанскими флагами, называвшими себя экоактивистами. При этом Баку запретил использовать аэропорт в Нагорном Карабахе для доставки гуманитарных грузов в регион. Многие международные и гуманитарные организации безуспешно пытались урегулировать ситуацию.

В августе постпред Армении в ООН заявил, что из-за блокады коридора 2000 беременных женщин и 30 000 детей в непризнанной НКР борются за выживание. 18 сентября в Степанакерт впервые с начала блокады прибыли гуманитарные грузы Международного комитета красного креста (МККК), доставленные из Армении по Лачинскому коридору и из Азербайджана по Агдамской дороге.

Что делают российские миротворцы?

Российские миротворцы находятся в Нагорном Карабахе с ноября 2020 года, когда президенты Алиев, Путин и премьер Пашинян подписали заявление, положившее конец Второй Карабахской войне.

Именно в этом заявлении говорится, что в регионе будет развернут миротворческий контингент России «по контролю за прекращением огня» — все стороны согласились на это условие.

И вот — огонь. Почему не действуют миротворцы?

Из Кремля мы слышали, что военные «находятся в контакте с армянской и азербайджанской стороной». И все. А глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что пока миротворцам самим ничего не угрожает, они не имеют права применять оружие.

Операция Азербайджана в Нагорном Карабахе: политические последствия

Военная операция Азербайджана в Нагорном Карабахе должна послужить знаком для всех игроков, что Баку может установить своей суверенитет над регионом, если понадобится, при помощи силы, и на данный момент никто не будет ему в этом препятствовать.

Сообщения о том, что генштабы Азербайджана и Турции обсудили ситуацию, а также заявления представителя МИД РФ Марии Захаровой, что российские миротворцы до последнего не знали о проведении операции, ярко демонстрируют реальный авторитет в регионе двух держав, напрямую в нем задействованных.

Зачем Азербайджану нужно было проводить активную боевую операцию именно сейчас? Во-первых, с приходом зимы в горах вести военные действия гораздо сложнее. Во-вторых, с точки зрения Баку, ситуация все больше выходила из-под контроля миротворцев, с подготовкой армянами боевых позиций и минированием дорог. «Армия обороны Арцаха» для Азербайджана — вооруженные боевики и террористы.

Удастся ли заставить карабахских армян смириться с нынешним положением так, как это сделало руководство Армении, и принять условия Азербайджана — вопрос времени. Транспортные коридоры заблокированы, и без согласования с Баку грузы в Карабах провезти невозможно.

Попытки в Карабахе вести дела «как раньше» (мол, есть де-факто власть, со всеми причитающимися функциями — правительством, армией и т.д.) опирались на присутствие миротворцев, но надежды на гарантии России растаяли с началом российской агрессии в Украине. Если сразу после войны 2020 года командование миротворцев предпринимало усилия по установлению диалога сторон, то позже они сошли на нет.

Военная операция Баку важна и для внутренней аудитории: здесь она видится как месть за недавнюю гибель строителей и военных, подорвавшихся на мине.

Фактически сегодня армяне и азербайджанцы живут в двух параллельных реальностях, которую создал для себя каждый из двух народов. В одной реальности: Азербайджан и Турция пытаются организовать новый геноцид и надо «дать достойный ответ». В другой: после 30 лет унижения настал момент «справедливого возмездия».

В обеих реальностях нет места для боли и мечты другой стороны. Так рождаются этнические чистки.